Духовное чтение на 4 июля 2018


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 4 июля 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Преподобный Максим Грек;
• Чтение Апостола – Первое послание к Коринфянам (глава 2,3; стихи 9-8);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 13, стихи 31-36);
• Толкование Евангелия — Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Преподобный Максим Грек

Дорогие братья и сестры, сегодня мы говорим о преподобном Максиме Греке. Родившийся в 1470 году в греческом селении Арта, в миру Михаил Триво́лис происходил из аристократической семьи. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование. Окончив школу на острове Корфу, он уже в двадцатилетнем возрасте баллотировался в совет этой самоуправляемой территории, но потерпел неудачу.

После поражения Михаил уехал в Италию, главным образом для изучения языка и философии древних греков. Жил и занимался в Милане, особенно много во Флоренции. Предположительно в 1505 году он уехал на Афон, где принял постриг в Ватопедском монастыре с именем Максим. В 1515 году Великий князь Василий III попросил игумена монастыря послать ему монаха Савву для перевода духовных книг. Однако последний был настолько стар, что монахи решили послать вместо него энергичного Максима Грека. Максим не говорил по-русски, но, поскольку монахи ручались за него, отправился в Москву и был встречен там с большой честью. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно возникали некоторые неточности в переводах.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против мусульман, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию.

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Лишь через 16 лет после первого заключения преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение, то есть разрешили причащаться Святых Таин.

Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр, он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.

Преподобный Максим Грек скончался в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника – 21 января 1556 года. Был погребен у северо-западной стены храма во имя сошествия Святого Духа на апостолов Троице-Сергиевой лавры. Над местом погребения преподобного была воздвигнута часовня. Она неоднократно перестраивалась и расширялась, а в 1938–1940 годах была уничтожена. Лишь в 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских святых канонизирован был и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей: к моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Возникла необходимость в археологических раскопках. 24 июня 1996 года духовник лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви лавры. И уже 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад патриарху Алексию I. До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе лавры. 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм.

Преподобне отче Максиме, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 53

Первое послание к Коринфянам (глава 2,3; стихи 9-8)

<Братия!> Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Матфея (глава 13, стихи 31-36)

казал Господь притчу сию:> Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 34-36 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле

Евангелист Марк говорит, что Христос проповедовал им слово в притчах, якоже можаху слышати (Мк. IV, 33). Но евангелист Матфей, чтобы показать, что проповедовать в притчах не есть что-либо новое, приводит пророка, которым предсказан этот способ учения, и вместе, чтобы открыть нам намерение Христово, с каким Он беседовал в притчах, именно — не то, чтобы оставить слушателей в неведении, но то, чтобы возбудить их к вопросам, — присовокупляет: и без притчи ничесоже глаголаше к ним. Хотя Христос о многом говорил без притчи, но в настоящем случае без притчи Он ничего не говорил. И однако же никто не вопрошал Его, — хотя часто вопрошали пророков, как-то, Иезекииля и многих других. Теперь не предложили ему ни одного вопроса, хотя сказанного достаточно было к тому, чтобы озаботить слушателей и побудить к вопросам. Даже угроза величайшим наказанием, высказанная в притчах, не произвела на слушателей никакого впечатления. Вот почему Господь оставил их и ушел. Тогда, говорит евангелист, оставль народы, прииде в дом свой Иисус (ст. 36). И ни один из книжников не следует за Ним. Отсюда видно, что они следовали за Христом единственно с намерением уловить Его в слове. Но так как теперь они не понимали того, что было говорено, то Господь оставил их. И приступают ученики Его с вопросом о притче плевел (ст. 36). Доселе хотя они и желали узнать, но боялись спрашивать. Откуда же теперь явилась у них смелость? Они слышали: яко вам дано есть разумети тайны царствия небеснаго (Мф. XIII, 11), и осмелились. Потому и спрашивают наедине, не из зависти к народу, но исполняя закон Владыки, Который сказал: онем же не дано есть. Но почему, оставив притчу о закваске и о горчичном семени, они спрашивают именно о притче плевел? Те притчи оставлены ими, как вразумительнейшие. Изъяснение же этой притчи желают слышать потому, что она имеет близкое отношение к сказанной перед нею, причем намекает на нечто большее, чем прежняя (Христос не сказал бы одной и той же притчи дважды). Они видели уже, что в последней притче заключается великая угроза. Потому и Господь не только не укоряет их, но и пополняет сказанное прежде. И о чем неоднократно замечал я, что притчей не должно принимать буквально, — иначе можно придти ко многим несообразностям, — тому же самому и Господь научает теперь нас, в изъяснении притчи отступая от буквы. Он не говорит, кто таковы пришедшие к господину рабы. Но давая разуметь, что они введены только для сообразности и полноты изображения, опускает эту часть притчи, и изъясняет только нужнейшее и самое существенное — то самое, для чего притча произнесена, — дабы показать, именно, что Он есть Судия и Господь вселенной.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Человеку часто становится стыдно. Это есть очистительное начало покаяния, и надо его в своей душе, как драгоценный цветок, рас­тить и лелеять. Стыдно жаловаться, стыдно «стучать», стыдно воровать, стыдно хамить, стыдно одному человеку одно говорить, а дру­гому — другое. Стыдно обижать беззащитного и кланяться тому, от кого ты зависишь: здрав­ствуйте — а сам в душе ненавидишь его, думаешь, как бы из него лишний червонец выбить. И постепенно начинается очиститель­ный процесс, человек становится сначала челове­ком порядочным, потом возвращается к своей прежней чистоте, становится как младенец. По­этому Господь говорит: будьте как дети. А по­том процесс идет дальше, человек становится ангелом, становится существом удивительной ду­шевной красоты, в нем раскрывается все то, что Богом заложено, а то, что привнесено из внеш­ней жизни дьяволом, это постепенно уходит.

Что же происходит потом? Человек ста­новится князем, боярином, делается очень богатым, раз он стал таким хорошим? Что он получает за это? Он получает очень трудную жизнь, потому что тех, которые с удовольствием служат дьяволу и собственным похотям, миллиарды, а таких, которые идут на встречу с Богом, единицы. Поэтому их будут и ненавидеть, и ругать, и проклинать, и строить им всякие козни. Их жизнь превратится в страшную борь­бу, и единственной отрадой в этой борьбе будет Бог, Который все понимает, Кото­рый все чувствует, Которому можно доверить тайну своего сердца, с Которым никогда не будешь одинок, Который дает удивительную силу, и радость, и спокойствие все пе­ренести.

Ну что наши скорби? Это все временное, мы странники на земле. Конечно, тяжело смотреть, как разрушается наша планета. Конечно, тяжело смотреть на то, как семьи, где должна царить любовь, превратились в какие-то тюремные камеры, где все друг друга ненавидят. Тяжело смотреть на детей, которые борются со своими родителями. Очень страшно и больно смотреть на матерей, которые во чреве убивают собственных детей. Да, это все страшно и тяжело, и не страдать от этого нельзя.

Вообще на земле не страдать нельзя. Но одно страдание бывает за собственные грехи, а другое — от сострадания. И в этом сострадании человек начинает упо­добляться Самому Богу, он как бы разделяет боль Христову за весь мир, и эта боль очищает его еще больше.Заглавие, окончание 33

Записки в Храм >>

Духовное чтение на 3 июля 2018 года

На главную страницу сайта


Дорогие братья и сестры, на нашем сайте изменены правила чтения Молитв по соглашению и Домашнего сорокоуста, о которых Вы можете прочесть на странице сайта Новые правила Молитвы по соглашению с «Семья и Вера».

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери