Духовное чтение на 12 июля 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 июля 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел;
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (гл. 11-12; ст. 21-32; 1-9);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 16, стихи 13-19);
• Толкование Евангелия — Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем двух самых выдающихся апостолов Господа нашего Иисуса Христа. Говорить о них очень подробно у нас нет возможности, но мы постараемся хотя бы сравнить их, чтобы понять, почему случилось так, что именно эти две личности стали крепким стволом древа Церкви Христовой.

Итак, святой апостол Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон, а имя Петр (от греческого Петрос – камень) возникло от прозвища, которое ему дал Господь наш Иисус. Симон был женат и работал рыбаком вместе со своим братом апостолом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус Христос сказал: Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 19-20). Став учеником Иисуса Христа, апостол Петр сопутствовал ему во всех путях Его земной жизни. Петр был одним из любимых учеников Иисуса. Вместе с апостолами Иаковом и Иоанном он присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Господа нашего.

Особенно замечателен в Евангелии такой момент, связанный с Петром. Иисус Христос задал ученикам вопрос, что они о Нем думают. «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф. 16, 17-19).

Святой блаженный Августин так комментировал слова Господа: «На сем камне на том, что ты сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго, на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо ты Петр: от камня Петр, а не от Петра камень, точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого камня апостол Петр так назван? – Послушайте апостола Павла: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10, 1-4). Вот от какого Камня Петр!»

По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу Христу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника Малху в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Спаситель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от Него, прежде чем пропел петух. Но позже Петр искренне раскаялся и был прощен воскресшим Господом. Апостол Петр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов, где играет главную роль.

В Деяниях описывается, как апостол Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. В 49 году он принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины. По преданию, во время гонений императора Нерона на христиан апостол Петр был распят в 64 году на перевернутом кресте, то есть вниз головой, по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Казалось бы, с кем можно сравнить святого апостола Петра? И не только сравнить, а даже приравнять! И вот нам открывается совершенно другая история, история святого апостола Павла, «апостола язычников», первоначально даже не входившего в число двенадцати апостолов, не видевшего Спасителя при Его земном служении и, что еще хуже, в юности участвовавшего в преследовании христиан. Он был иудеем средиземноморской диаспоры, родился в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла – Савл. Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия, он обучался Торе у одного из самых знаменитых учителей того времени – раввина Гамалиила Старшего. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе его семьи. Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. Он еще носил имя Савл, когда пережил опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом. Сам Христос привел его к обращению и возвел в апостольское достоинство. После этого он стал чаще использовать свое римское имя Paulus, что значит «маленький», и называл себя «наименьшим из апостолов».

В результате многочисленных путешествий апостолом Павлом было создано множество христианских общин на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. На момент своего миссионерского служения святой апостол Павел был холост. Был ли он безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Согласно традиционной точке зрения, апостол Павел перенес много страданий и был не распят, а как гражданин империи предан почетной казни: обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году.

Братья и сестры, мы видим, что святые апостолы Петр и Павел разнятся почти во всем. Один из образованных иудеев, другой из простого народа, один неотступно сопровождал Господа Иисуса Христа при жизни, другой Его даже не видел, один римский гражданин, другой нет, один женат, другой холост, один стал в первую очередь авторитетом для иудеев, другой – для язычников, один оставил после себя два послания, другой – четырнадцать. Они так дополняли друг друга во всем, что Церковь решила, что вместе они являют собой абсолютную полноту апостольского служения. И мы, современные христиане, читая Священное Писание, должны черпать их опыт для проповеди Евангелия всему миру.

Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!

Второе послание к Коринфянам (глава 11-12; стихи 21-32; 1-9)

<Братия!> если кто смеет хвалиться чем‐либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный вовеки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Святое Евангелие от Матфея (глава 16, стихи 13-19)

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос

Далее обещает и другую почесть: и Я дам ти ключи царствия небеснаго. Что значит: и Я дам ти? Как Отец дал тебе познание обо Мне, так и Я дам тебе; не сказал — умолю Отца, хотя и это было бы важным доказательством Его могущества и неизреченно великим даром; но: Я дам тебе. Что же даешь Ты, скажи мне? Ключи неба, чтобы еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Как же не может дать того, чтобы сесть одесную и ошуюю — Тот, Который говорит: Я дам тебе? Видишь ли, как Христос этими двумя обещаниями возводит Петра к высокому о Нем мнению, как открывает Себя и показывает истинным Сыном Божиим? Он обещает даровать ему то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи, соделать Церковь непоколебимою среди всех волнений, и простого рыбаря явить крепчайшим всякого камня, когда востанет на него вся вселенная. Подобным образом и Бог Отец сказал, беседуя с Иеремиею, что полагает его, как столп медный и как стену (Иер. I, 18); но Иеремия поставлен был для одного народа, а Петр для целой вселенной. Хотелось бы мне спросить тех, которые унижают Сына: какие больше дары — те ли, которые Отец дал Петру, или те, которые дал Сын? Отец даровал Петру откровение о Сыне; Сын же откровенное познание об Отце и о самом Себе посеял во всей вселенной, и простому смертному вручил, давши ему ключи, власть над всем небесным; и он распространил Церковь по всей вселенной, и явил ее сильнейшею самого неба. Небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. XXIV, 35). Как же меньше Тот, Кто дал такую власть и совершил такие дела? Говоря это, я не отделяю дел Отца от дел Сына: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин. I, 3); но хочу обуздать бесстыдный язык дерзающих унижать Сына.

Из всего этого познай власть Христа. Аз тебе глаголю: ты еси Петр; Я созижду церковь; Я дам ти ключи неба. Тогда, — сказав это, — запрети им, да никомуже рекут, яко Сей есть Христос(ст. 18-20). Для чего Он запретил? Для того, чтобы, по удалении соблазнителей, по совершении крестного подвига и по окончании всех Его страданий, когда уже некому было препятствовать и вредить вере в Него многих, тогда чисто и твердо напечатлелось в уме слушающих верное о Нем понятие. Могущество Его не так еще очевидно обнаруживалось. Поэтому Он хотел, чтобы апостолы тогда уже начали проповедовать о Нем, когда очевидная истина проповедуемого и сила событий будут подтверждать слова их. Действительно, иное было дело видеть, что Он то чудодействует в Палестине, то подвергается поношениям и гонениям (особенно, когда за чудесами должен был последовать крест), и иное дело видеть, что вся вселенная Ему покланяется и верует в Него, и что Он уже не терпит ни одного из тех страданий, которые претерпел. Поэтому-то Он и повелел никому не сказывать. Раз укоренившееся, а потом исторгнутое, трудно уже насадить и удержать во многих; напротив, что однажды принялось и остается на своем месте и ничем не бывает повреждаемо, то легко прозябает и возрастает. Если те, которые видели многие чудеса и слышали столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слухе о страданиях, притом не только прочие апостолы, но и верховный из них Петр, то представь, какому бы соблазну подвергся народ, если бы он знал, что Христос есть Сын Божий, и потом увидел, что Его распинают и оплевывают, между тем не разумел бы сокровенного в этих тайнах, не приняв еще Святого Духа? Если и ученикам Христос говорил: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Ин. XVI, 12), то тем более смутился бы прочий народ, если бы прежде надлежащего времени открыта ему была высочайшая из тайн. Вот почему Он и запретил сказывать! И действительно, как важно было познать полное учение не прежде, чем после этих событий, когда миновали соблазны, познай то из примера верховного апостола. Тот же самый Петр, который после стольких чудес оказался таким слабым, что даже отрекся Иисуса и убоялся простой служанки, — когда совершились уже крестные страдания, когда он увидел ясные доказательства воскресения и когда ничто уже его не соблазняло и не устрашало, тот же Петр с такою непоколебимостью защищал учение Духа, что, не смотря на все угрожавшие ему опасности и тысячи смертей, сильнее льва устремлялся на народ иудейский. Итак справедливо запретил Он сказывать прежде креста народу, когда прежде креста опасался все открыть и тем, которые должны быть наставниками. Много имам глаголати вам, — говорит Христос, — но не можете носити ныне (см. Ин. 16:12). И действительно, многого они еще не разумели в Его словах, чего прежде креста Он ясно не открыл им; после же воскресения они поняли некоторые из Его слов.

 

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Почему христианство — это не религия? Потому что между человеком и Богом нет никаких ритуалов. Бог Сам пришел на землю. Достаточно только мысленно обра­титься к Богу — и Он здесь. Господь всегда готов руку протянуть, как уто­пающему Петру. Всегда готов Господь и вразумить, и помочь, и облегчить, и утешить. Он не только от нас требу­ет: «Кто хочет быть первым, будь всем слугою» — Господь Сам самый главный слуга всем. Любой человек на земле, который пребывает в любой самой неле­пой религиозной системе и обращается к Господу на любом языке, — но, если он обращается искренно, Господь ему помогает. Господь пренебрегает всяки­ми различиями, пренебрегает тем, что человек не так воспитан, что человек не на том языке говорит с Ним, может быть, недостаточно благоговейно, но, будь он хоть четыре­жды мусульманин или индуист, для Бога это совершенно неважно, потому что Он видит, что человек обращается к Нему, пусть опосредованно, через какое-то чучело, кото­рое перед ним стоит. И если есть в этом обращении что-то живое, Господь откликается. Откликается в надежде, что человек захочет подлинного Бога.

Заглавие, окончание 33

Записки в Храм>>

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: