Беседы с батюшкой. Культура отдыха


Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвященный весьма интересной теме — культуре отдыха.

Гостем телепередачи стал протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (город Полевской).

– Лето – пора отпусков, дач, огородов. Мне кажется, было бы интересно порассуждать на тему, которую можно обозначить таким словосочетанием, как культура отдыха.

В наших городах есть различные парки якобы культуры и отдыха, тем не менее большинство людей, если говорить про горожан, просто не знают, куда выбраться в выходные дни. Забывают о том, что такое выезд с детьми на природу с палатками, в горы, на большие прогулочные маршруты и так далее. И даже когда человек отправляется в далекое путешествие, не факт, что он отдохнет, что у него получится отдохнуть. Порой люди, которые выбираются куда-то на выходные, выезжают в лес, получают заряд отдыха гораздо больший, чем от длительного путешествия. Как Вы считаете, перспективна ли такая тема, видите ли Вы в этом какую-то проблему?

– Я, безусловно, могу найти в этой теме и проблемы, и положительные стороны – по одной простой причине. Отдых, конечно, необходим каждому человеку (и он может быть и пассивным, и активным), но в первую очередь мне на память сразу приходят слова из четвертой заповеди Божией: шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему. Если у современных людей (имею в виду в первую очередь людей крещеных, христиан) есть желание к исполнению заповедей Божиих, то, безусловно, они научатся и правильно распределять свое время, в том числе и для отдыха (своего и своей семьи). Почему? Потому что это действительно многовековой опыт, и заповедь о хранении дня шестого, безусловно, показывает человеку необходимость иметь отдых – и духовный (в первую очередь, это самое важное), и физический.

Православный сайт «Семья и Вера»

Современные мегаполисы и города, к сожалению, как муравейники, в которых для человека, даже если он и хочет найти для себя активный отдых, это достаточно сложно. У него это все ассоциируется, наверное, с пассивностью. Больше от суеты хочется отдохнуть, запершись дома, в своей квартире, возле телевизора, компьютера; как угодно, лишь бы никто не беспокоил. На самом деле человек стремится все время заполнить некую пустоту, что копится в нем от той ежедневной суеты, которая его преследует. Проблема действительно есть, серьезная проблема: люди по-разному себе представляют полезность отдыха. Я, например, всегда за активный отдых, который, безусловно, необходим в первую очередь на природе. Ведь у нас люди не видят природы неделями и месяцами. Нет этой связи с живой природой – значит, нет и внимания к своей душе, потому что очень многие святые, например, говорили, что даже созерцание прекрасных моментов в природе, смены погоды и так далее настраивает душу так, чтобы подумать и о вечности. А если мы думаем об этом, то можем и правильно задуматься, как распределять свое время; не так много его у нас, в том числе для отдыха.

– Отдых в мегаполисе – это, конечно, с одной стороны, желание уйти от суеты, которая нас каждую минуту окружает. Я уж не буду говорить о просмотре телевизора, о спиртных напитках или зависании за компьютером как о видах отдыха, такими их не считаю. Но людей в выходные дни можно встретить в торговых центрах. Этому посвящено множество статей, передач, размышлений и наблюдений: действительно, парковки все заняты, людей очень много. В этом плане есть двоякое ощущение. С одной стороны, не надо бы один-единственный день или два выходных дня посвящать магазинам и делать это каждые выходные. С другой стороны, магазины делают все для того, чтобы как можно больше людей туда приходило. Там появляются хорошие оборудованные детские площадки, именно при магазинах формируются целые развлекательные парки, где есть аттракционы и занятия для взрослых и детей. То есть это некая замануха. Что с этим делать?

– По крайней мере, делать что-то уже достаточно сложно. Вопрос заключается в том, что люди привыкли в своей жизни к потребительству. И то, что мы называем заманухой, на самом деле способ завладеть вниманием и религия шопинга, развивающаяся сегодня достаточно активно. По сути дела, современные люди все этим заражены; по крайней мере, в городах это проблема номер один. Я думаю, здесь только лишь возможность (даже, если хотите, пропаганда) активного образа жизни сможет помочь. Спортивные мероприятия хотя бы; мероприятия, которые полезны для человека. Не то, что он смотрит на стадионах, а то, в чем сам участвует более активно. Но на сегодняшний день этого очень мало.

Я все-таки наблюдаю другой очень интересный феномен: люди, если у них есть хоть какая-то возможность, стремятся обзавестись своим загородным жильем – даже не для того, чтобы вырастить морковку и капусту, а чтобы приехать туда и немножко побыть на природе. Проснуться, выйти во двор, подышать свежим воздухом, прогуляться, попить деревенского молочка. Очень много этого. По крайней мере, как мне приходится видеть в тех селах, которые окружают Полевской: у нас сегодня даже бывшие совхозные поля просто массово застраиваются домами. И не только жителями Полевского; много и тех, кто приезжает, например, из Екатеринбурга. Вот это, по крайней мере, является даже неплохим решением проблемы в противовес шопингу и потребительству.

– Наверное, стоит еще поговорить о том, в чем вообще главная задача отдыха. Ведь нужно отличать состояние, когда человек отдыхает, от состояния, когда он ленится, находится в упадке, унынии, депрессии, когда ему не хочется ничем заниматься и он как бы прикрывает это отдыхом. В чем разница, в чем главная задача отдыха и каково принципиальное отличие одного от другого?

– Известно выражение о том, что отдых – это смена деятельности. Даже святитель Феофан Затворник в свое время писал, что человеку необходимо двигаться, чтобы разминать свои суставы, свое тело, потому что это потребность. Равно как, например, если это серьезная физическая работа, безусловно, требуется после нее и определенный пассивный отдых. А вот если работа пассивная, то после этого еще и лежать  – это безусловное расслабление, самое настоящее. На самом деле здесь все еще связано с одним важным моментом нашей духовной природной испорченности. Ведь как проявляется состояние уныния? Страсть уныния в нашей искореженной природе проявляется именно в виде в том числе лени ко всякому доброму делу. Вопрос даже не в том, что человек пассивно лежит, отдыхает, расслабляется. Вопрос в том, что у человека нет потребности к доброделанию. Ведь всякое доброделание не только приносит моральное удовлетворение, но и придает новые силы. Если отдых и есть возможность привлечения новых сил, восстановления сил, то как раз  важнейшим восстановлением сил является доброделание. А это с духовной, аскетической точки зрения как раз таки стремление к доброделанию, когда преодолеваешь страсть своего уныния (соответственно, страсть к расслабленности и пассивность).

– Но иногда, чтобы отдохнуть, требуется лишь поговорить с кем-то по душам. Отдельная тема в этой связи – вообще умение общаться, выстраивать диалог. Не так давно в книге Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» прочитал, как выстраивать взаимоотношения с ребенком, об умении задавать ему вопросы, умении слушать, но при этом не надо пытаться тут же обязательно анализировать то, что ты услышал; надо просто выслушать. Неумение выстраивать диалог порождает некую закрытость людей, и все это трансформируется во взрослые отношения, наши взаимоотношения в обществе. Все это порождает в том числе желание уйти в виртуальный мир, скрыться от реальности, открывшись в некоем другом пространстве. Мне кажется, стоит еще поговорить о том, как научиться общаться и выстраивать диалог.

– На самом деле достаточно сложная тема – как научиться общаться. Мы с самого детства начинаем свое общение – сначала с родителями, потом со своими одноклассниками, сокурсниками, соседями и так далее. Человек – существо социальное, и, безусловно, общение ему необходимо, это его реальная потребность. Учиться этому нужно всегда. В конце концов, мы можем вспомнить даже знаменитых античных философов. Знаменитые платоновские «Диалоги» построены на примерах того, как Сократ учил своих учеников задавать вопросы и соответствующе владеть темой. Поэтому если уж великие философы задавались вопросами, как правильно строить диалог и задавать вопросы, то это актуально и сегодня.

Для того чтобы научиться общению, наверное, нужно понимать, для чего это общение. Человек должен быть интересен другому как человек. Вот когда человек действительно интересуется личностью другого, его достижениями, безусловно, и он всегда будет интересен. Я замечал много раз: как только речь идет о событиях, интерес появляется постольку-поскольку… А вот когда речь о конкретном человеке, о его поступках, делах, стремлениях или ошибках, все замирают и сразу включаются в эту беседу, потому что действительно любому человеку интересен опыт другого. Наверное, учиться этому надо, но сказать одним словом, как этому нужно научиться?.. Если человек ставит себе задачу научиться общаться, то он должен интересоваться другим человеком, настоящим. Не интересоваться его проблемами для удовлетворения нашего празднословия или любопытства, для сплетен, а уметь, как Господь об этом говорит, любить ближнего. А чтобы любить ближнего, надо уметь понимать его. Вот если ты хочешь научиться понимать ближнего, чтобы эффективно ему помочь, то ты, безусловно, научишься диалогу, научишься общению.

– Если универсальных рецептов, чтобы выстроить диалог, нет, то как человеку учиться? Мне кажется, что с переходом на цифровые носители, различные мессенджеры, приложения и соцсети мы начинаем утрачивать навык непосредственного диалога и общения и в будущем будем иметь пособие о том, как научиться разговаривать.

– Чтобы научиться диалогу, нужно начинать с того, что известно, элементарно. В духовном плане это можно назвать так: познай себя. Когда человек начинает познавать себя, начинает понимать себя, что в нем происходит, как он мыслит, чувствует, чего хочет, у него появляются определенные критерии для его желаний, поведения, мыслей. Вот тогда он задается вопросом: а этот критерий одинаково истинен для меня и для других людей? И вот тогда появляется интерес к другим людям, возникают соответствующие вопросы, выстраивается соответствующий диалог. Если у человека другое мировоззрение и другие критерии, это тоже тема для диалога. Но самое интересное, наверное, всегда узнавать самого себя в первую очередь. А на этом, безусловно, возникает и интерес к другому человеку. Я говорю не об эгоистическом внимании и замыкании, а именно о познании того, о чем говорит Господь. Когда мы открываем Евангелие, вот квинтэссенция христианской этики – пятая, шестая, седьмая главы Евангелия от Матфея, Нагорная проповедь. Если человек почитает, вникнет в это, посмотрит на самого себя и постарается оценить, безусловно, у него очень много возникнет вопросов. Но эти вопросы нужно будет кому-то задать. И вот тогда возникает диалог.

– Да, это действительно целое искусство. Как я уже ранее говорил, в наши дни диалогу мешают гаджеты. У каждого из нас есть телефон, смартфон. Хорошо, когда на встрече с другом или компанией друзей есть негласное правило: класть телефоны в сторону. Зачастую, наоборот, во время диалога приходят какие-то сообщения, эсэмэски, и встреча друзей может превратиться из приватной в целую прямую трансляцию, которую сейчас любая социальная сеть позволяет произвести. Все это подвергает нас желанию и некоей противоестественной, но уже ставшей естественной потребности в некоем публичном общественном одобрении, получении лайков. Сколько я чего написал, сколько раз меня посмотрели, сколько просмотров прямо сейчас? Не так давно видел забавную картинку. Изображена эволюция человека (упустим саму тему эволюции): после человека прямоходящего идет человек ссутулившийся, в очках, в руках держит телефон… Мне кажется, в этой картинке есть нечто, отображающее нашу реальность.

– То есть в какой-то степени деградацию.

– В какой-то степени деградацию.

– Безусловно. Мы всегда говорили, что технический прогресс не приводит к тому, что люди становятся лучше. К сожалению, мы видим совершенно другую реакцию. Понимаете, все эти технические достижения, что сейчас называются гаджетами, возможностями, хороши только в одном случае: если бы это действительно давало возможность помогать друг другу, если бы это помогало настоящему общению. Нередко это всего лишь средство обычного, естественного самоутверждения… Ведь страшное дело. Вы говорите об одном случае, а я знаю другие случаи, когда дети, школьники приходят к состоянию уныния и даже отчаяния, готовы на крайние жуткие поступки только лишь потому, что в социальных сетях их не отметили или написали какую-то гадость. Мне приходилось даже с несколькими подростками очень долго беседовать, даже исповедовать их, помогать им восстановить нормальное восприятие себя. Это большая проблема.

Другое дело, когда общение идет между друзьями, которые находятся на очень большом расстоянии… К примеру, у меня родственники живут очень далеко: в Германии, США и так далее. Конечно, как мне с ними общаться? Интернет помогает этому общению. Раньше, например, мы с моей родной сестрой один раз в неделю с помощью обыкновенного телефона могли поговорить, рассказать друг другу о своих событиях, поделиться мнениями о чем-либо и так далее, и это было за счастье. Сейчас у нас есть возможность общаться ежедневно.

– Даже ежесекундно.

– Да. В этом я вижу благо. Но когда кто-то находится рядом, с кем я могу встретиться, пообщаться, попить чаю вечером, а мне вместо этого достаточно пару слов в WhatsApp или еще где-то, это уже ненормально. Самая настоящая деградация в общении. Я, безусловно, могу утверждать, что можно одним и тем же инструментом и доброе делать, и худое. Как будет человек использовать этот инструмент, зависит от его нравственного и личностного уровня. Поэтому одни только сожаления бывают.

– Вы являетесь духовником реабилитационного центра «Подвижник». Так или иначе, через общение с Вами прошло множество людей, которые столкнулись в своей жизни с зависимостями. Это может быть далеко не безобидная зависимость типа увлеченности гаджетами и Интернетом. Что люди в этом находят, что они ищут? Допустим, мы целый вечер пересматриваем фотографии друзей, которые у нас есть, количество подписчиков или количество лайков под определенной записью. Что такое человеческое мы ищем? Все равно желание что-то получить? В жизни получить, может быть, не получается, а в виртуальности все это очень быстро: обратная связь моментальная.

– Если говорить о наших ребятах, которые находятся у нас в реабилитационных центрах, то понятно, что у них кроме наркотических есть и игровые зависимости. Но эти игровые зависимости действительно начинаются с самого элементарного увлечения, бесконтрольного увлечения, с траты времени на те удовольствия, которые человек сам себе выбирает. Это достаточно сложный вопрос. Но это общий вопрос. У каждого человека индивидуальная проблема, поэтому подход к каждому реабилитанту индивидуален. У каждого своя проблема, своя судьба и свои обстоятельства жизни.

Но если говорить в общем, я могу однозначно сказать: человеческая природа сильно искажена, и мы находимся в истории, которая началась с грехопадения. Безусловно, в каждом человеке есть весь набор страстей как следствие испорченной природы, в том числе и гордость, и тщеславие. Мы слышим слова Господа, что в этом мире похоть плоти, похоть очей, гордость житейская, то есть стремление к удовольствиям, к славе человеческой, к богатству и так далее. Безусловно, человек хочет удовлетворить свое тщеславие, утвердиться в своей гордыне. И это относится абсолютно к каждому человеку – и ко мне, и к Вам, и к любому другому, кто будет смотреть нашу передачу. Другое дело, как человек может научиться контролировать с Божией помощью эти страсти. Даст ли он им абсолютную власть над собой, когда это будет, как апостол Павел говорил, полное рабство всякому греху? Или же у него действительно, как в народе говорили, делу время, потехе час. Если он сможет контролировать это, то, безусловно, научится и правильно пользоваться теми же самыми возможностями Интернета, телевидения и всех остальных технических продуктов.

– У каждого ли человека это может получиться?

– Контролировать эту зависимость? Если человек обладает, безусловно, верой… Все-таки уже восемнадцать лет мы занимаемся наркозависимыми и видим: если человек действительно развивает, укрепляет свою веру, то приобретает навыки противодействия (или, по крайней мере, противления) этим зависимостям. Всем зависимостям – начиная от гордыни и заканчивая наркотическими. Безусловно, без Божией помощи это очень сложно. Как однажды говорил, по-моему, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), по гордости своей человек может научиться ходить даже по потолку, но какая польза будет от этого человеку и тем, кто рядом с ним? По гордости можно очень много чего достигнуть, и мы это видим, кстати, на примере социальных сетей, что по гордости человек может делать с собой, чтобы привлечь внимание. Но какая ему от этого духовная польза, какая польза ближним и окружающим? Поэтому, безусловно, если человек верующий, если он стремится по-настоящему жить духовной жизнью, он сможет найти и возможность ограничивать все эти зависимости.

– Это умение ограничивать себя, анализировать то, что происходит в твоей жизни, чем ты увлечен, очень ценно. Но в состоянии, когда человек от чего-то зависим, у него порой пелена на глазах, он может не понимать, что это зависимость, и будет продолжать делать то, что делал, считая, что это в порядке вещей, абстрагируясь от реальности, от того, что на самом деле происходит. В этом случае каким образом самому в себе это распознать («что-то я зачастил»)? Или это все-таки на плечах близких должно лежать? Суметь вовремя дать человеку опомниться, направить его на другой путь и высказать ему свои опасения, ведь они могут быть восприняты достаточно агрессивно: мол, не лезь не в свое дело…

– Да, это все касается в том числе и нашего воспитания, и детей, и взаимоотношений между родителями и детьми. Очень часто приходится по этой же теме, если ее развивать, говорить: сохраняйте очень важный контакт доверия ребенка к вам, потому что если вы начнете проявлять агрессию, необоснованную грубость, ребенок закроется и не будет вас слышать, он будет тогда слушать тех, кто будет тешить его страсти, его желания и все остальное. Конечно, от родственников очень многое зависит. Вот даже на примере нашего центра: взрослые парни, даже мужчины – их чаще всего привозят родственники. Это и жены, и сестры, и родители, и даже друзья и близкие. Они приходят, и волнуются, и помогают. И те, кто поступает к нам в центр, приходят не по своему разумению – вот узнал, приехал, спасайте меня. Нет. Это чаще всего делают как раз родственники, близкие.

Поэтому, наверное, не зря Господь приводит знаменитую притчу о милосердном самарянине. Когда человек был изранен, избит, кто откликнулся на его беду? Тот, который никакого отношения к нему не имел, иноплеменник, но он проявил к нему милосердие. Вот такое милосердие, безусловно, должно быть у всех нас и в отношении к нашим ближним. И не надо бояться им помогать, искать способы избавления человека от таких зависимостей, в том числе игровых, социальных и так далее. Ведь иногда бывают такие страшные дела: ребенка лишили телефона или еще чего-то, а он уже считает, что это катастрофа, что дальше без этого жить невозможно. Это уже прямая зависимость и даже начало психических заболеваний, которые сейчас в изобилии начали развиваться у современной молодежи. Просто в изобилии, потому что на сегодняшний день психопатия – это, наверное, основной диагноз современного человека.

– Ходить к психологу или психоаналитику в нашей стране не очень принято. Для того чтобы человек принял решение куда-то пойти, он должен быть уже в достаточно взрослом и здравом уме, чтобы понимать, что сам он разобраться с этой ситуацией не может; походы в храм и исповедь не помогают разрешить те внутренние проблемы, которые есть. Если говорить про взрослых людей, может быть, осознание того, что пора менять свою жизнь и направляться в специализированное учреждение, тоже может появиться. Но когда дело касается детей, подростков, то здесь очень важно, чтобы у них были взрослые наставники, родители, которые это замечают. Но тогда отправлять ребенка к психологу? Если вдруг понимаешь, что у него начинает развиваться то, что в дальнейшем может привести к более серьезным последствиям…

– Я думаю, когда уже возникает проблема и эту проблему наблюдают родители у своих детей, здесь нужно обращаться и к психологу, и к священнику, и за добрым советом к тем, у кого уже есть опыт (имею в виду таких же родителей, которые от этого уже пострадали). Тем более в этом плане как раз социальные сети приносят свою определенную пользу. Люди могут поделиться тем, как они избавлялись от той или иной проблемы. Ведь существуют форумы для общения и поддержки друг друга. Через такое общение, безусловно, можно найти определенное решение разных проблем. Потому что в одном случае это уже связано с очень серьезными психическими проблемами, в другом это просто неумение выстроить отношения со своим ребенком, когда проще так: вот тебе все, что хочешь, только не лезь ко мне.

– Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

– …Потому что у меня своя жизнь, и мне надо настраивать свою жизнь, у меня работа, я хочу отдохнуть, у меня своя личная жизнь, а ты занимайся чем хочешь. А когда уже возникает проблема – вопрос: а что же дальше делать? То есть это уже личностные проблемы. Поэтому когда возникает что-либо такое, безусловно, здесь важен опыт и психолога, и священника. Может быть, и психотерапевта, если это более серьезные вещи. Все актуально и все может сгодиться для решения этой проблемы.

– Казалось бы, тема отдыха, общения, выстраивания диалога – это даже не тема для разговора, это некая наша повседневная жизнь, которая и так всем понятна, ясна. Но на самом деле за ней открывается еще больше вопросов, на которые достаточно сложно ответить.

– Согласен. И эта тема очень большая. Безусловно, здесь краткие ответы на эти вопросы, наверное, очень сложно найти. Действительно, тема очень сложная, потому что жизнь сегодня сложная, очень много суеты, информации, которую человеческий разум просто не переваривает. Формируются зависимости на фоне наших страстей, в нашей испорченной природе, и это все усугубляет состояние – человек находится в постоянной хронической усталости, даже чисто эмоциональной. Не столько физической, сколько психоэмоциональной. Безусловно, непонимание этого и неумение отдыхать по-настоящему и перенаправлять свои силы и внимание на настоящий отдых, который приносит моральное удовлетворение, приводят к тем состояниям, которые сегодня уже характеризуются как депрессия, уныние, отчаяние и так далее. Люди в этом состоянии ищут способы отдыха и с помощью алкоголя, и с помощью наркотиков и многих других не совсем правильных способов.

– Способы более простые, чем куда-то собираться, ехать, когда можно сделать это прямо здесь и сейчас, не выходя из дома.

Мне кажется, стоило бы еще поговорить вот о чем. Подходит к концу июнь; 12 июля мы встретим день памяти святых апостолов Петра и Павла. Летний пост – и очень часто у людей возникает вопрос, для чего он. Вроде время такое, что хочется отдохнуть, расслабиться, съездить в отпуск, а как раз в это время наступает Петров пост. Несмотря на то что он уже скоро завершится, мне кажется, стоит еще поговорить о том, как провести оставшуюся его часть. А поскольку это еще и день престольного праздника вашего храма, стоит поговорить о том, есть ли какие-то традиции празднования дня святых апостолов в вашем храме.

– Празднование дня святых апостолов Петра и Павла – это действительно один из очень радостных дней, это престольный праздник в нашем храме. Поэтому Петровский пост для нас проходит совершенно уникально; в этот пост мы сосредоточиваем свои силы на подготовке к престольному празднику. Поэтому у нас в полной мере проводятся и подготовительные работы, и ремонт храма, и покраска, и много-много других дел. Надо сказать, что во всем этом принимают участие все прихожане, и очень многие искренне, с желанием… Это, может быть, как раз общий интерес и понимание, что и придает определенное значение самому Петровскому посту. Ведь я, например, всегда говорю о том, что не человек для поста, а пост для человека. Это действительно так. Если рассматривать именно таким образом, то никакой пост не является проблемой.

Нельзя сказать, что в пост нельзя отдыхать. Потому что пост – это очень благоприятное время для тренировки своего воздержания от определенных зависимостей. И когда человек научается воздерживаться от каких-то зависимостей, вы не представляете, он действительно получает ощущение настоящего отдыха и свободы. Много раз я слышал такие заверения от своих прихожан; впрочем, как и по своей практике знаю. Вот кто-то брал на себя воздержание вообще в пост ни в каких социальных сетях не отмечаться и ничего не читать, а все это время уделить чтению того же Евангелия или любой другой хорошей литературы. И говорил: я за пост всегда читаю книг больше, чем за все остальное время. Или другой человек, например, говорит: все это время я посвящаю своим детям, родственникам, близким. Каждую свободную минуту распределяю таким образом: это для детей, это для престарелых мамы и папы, которым нужно помочь (особенно в весенне-летний период, когда нужно съездить на дачу, что-то вскопать или подремонтировать).

На самом деле, когда есть только примитивное восприятие того, что можно есть, а что нельзя, как раз и приводит к неправильному пониманию истинного смысла поста. А пост – это всегда возможность для обретения свободы от тех зависимостей, которые человек имеет. И возможность тренировать себя, чтобы противостоять этим зависимостям. Вот когда человек понимает, что пост для него благоприятное время, мы всегда видим добрые плоды этого поста. И на собственном примере, и на примере наших ближних, наших прихожан. Поэтому, думаю, даже оставшиеся дни Петровского поста можно всегда употребить на благие дела, в том числе посмотрите на своих близких, родных, кому можно в эти дни помочь; что можно прочитать, что ты хотел прочитать, но не прочитал. Оставь в покое Интернет, телевизор, сядь и почитай – и получишь такое духовное удовлетворение, как будто действительно побывал в отпуске.

– А поскольку пост – это систематическое состояние жизни православного христианина (а не так, что раз в году), получается такой замечательный способ профилактики этих зависимостей.

– Безусловно. Мы все время об этом так и говорим, что не боимся постов, а, наоборот, радуемся им. Когда у человека есть радость встречи поста (не для того, чтобы отметиться в том, что я ем или не ем, посмотрите на меня, а вот именно ради пользы души и пользы ближних своих), безусловно, это только благое время.

– Спасибо Вам за этот разговор. Просто о сложном или, наоборот, сложно о простом… Спасибо, что сегодня пришли. Желаю Вам хорошо подготовиться к вашему престольному торжеству, чтобы это было душевной радостью для всех: для тех, кто в этот день посетит ваш храм, и для тех, кто вообще в этот день придет в храм на Божественную литургию.

– Всех благодарю за внимание. И Божьего благословения.

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Маргарита Попова

Беседы с батюшкой. Отпуск и досуг православного христианина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери
СЕМЬЯ и ВЕРА

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: