Духовное чтение на 7 августа 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 7 августа 2018 года. На его страницах Вы сможете прочесть о святой Олимпиаде диакониссе, апостол и Евангелие дня, а также наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Святая Олимпиада диаконисса;
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (главы 2, 3; стихи 14-17, 1-3);
• Евангелие дня – Св. Евангелие от Матфея (гл. 23, ст. 23-28);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Святая Олимпиада диаконисса

Дорогие братья и сестры, сегодня мы поговорим о святой угоднице Божией, служившей Святой Церкви в редком в наши дни сане диакониссы. Диакониссы – особая категория женщин в древней Церкви, принявших посвящение и несших определенное служение в Церкви. Этот сан был установлен самими апостолами, о чем мы читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам. Но со временем, по ряду причин, этот сан потерял свою практическую актуальность и сошел на нет.

Однако сравнительно недавно к уподоблению диакониссам стремились сестры Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконисс по образу первых веков христианства, которые поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии примерно в роли современных иподиаконов, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. И вопрос о восстановлении института диаконисс действительно должен был обсуждаться на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-18 годов, но из-за революции и последующей гражданской войны так и не был решен.

Итак, сегодня вспоминается святая Олимпиада диаконисса. Она родилась во второй половине IV века и была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия. До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Свадьба должна была состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а девушка не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь.

После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала щедрой рукой раздавать всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; также посылала большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.

Святой патриарх Нектарий в конце IV века назначил Олимпиаду диакониссой. Свое служение она проходила честно и непорочно. Святая много помогала приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великой любовью. Имение свое она считала не своим, а Божьим, и раздавала его не только добрым людям, но и своим врагам.

Святитель Иоанн Златоуст высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без архиерея.

Патриарх Александрийский Феофил, прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой диакониссы, ополчился против нее за преданность святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых он изгнал из египетской пустыни. Патриарх Феофил возводил на нее несправедливые обвинения и старался опорочить ее святую жизнь.

После изгнания Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города. Всех сторонников святителя Иоанна стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили к уплате большой суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого диаконисса покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.

Предание доносит до нас историю о том, что святая явилась во сне Никомидийскому епископу и повелела положить свое тело в деревянный ковчег и бросить его в море: «Куда вынесут волны ковчег, там да будет погребено тело мое», – сказала святая. Епископ выполнил повеление Олимпиады. Ковчег прибило волнами к месту, называемому Врохти, близ Царьграда. Жители, извещенные об этом от Бога, вышли на берег, приняли святые мощи блаженной Олимпиады и положили их в храме святого апостола Фомы. Впоследствии во время набегов варваров церковь была сожжена, но мощи сохранились, и при патриархе VII века Сергии были перенесены в Царьград и положены в девичьем монастыре, основанном святой Олимпиадой.

Святая Олимпиадо, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Второе послание к Коринфянам (главы 2, 3; стихи 14-17, 1-3)

ратия!> благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы — Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Евангелие дня, 52

Св. Евангелие от Матфея (глава 21, стихи: 23-32)

казал Господь пришедшим к Нему иудеям> Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Понятно, что за Христом не слишком много народу пошло. Это естественно для падшего человека, по­тому что он любит свою плоть, он любит себя и не способен на любовь к ближнему, любовь к Богу. Поэтому Господь избрал только некоторых, кто был к этому способен. И они этим путем прошли и эту способность доказали: ко­му из них голову отрубили, кого распяли на крестах. Это были настоящие люди. И в наше время скольких при советской власти перестреляли, сколькие в тюрь­му пошли только за то, что не хотели от отца отрекаться. Вот, говорят, твой отец священник, мы его расстреляли, напиши, что ты от него отрекаешься, тогда в университет поступишь, а так ты — пораженный в правах.
Некоторые так и делали, и жи­ли благополучно. В душе, конеч­но, не отрекались, в душе все ве­руют, все хорошие — а на деле-то отреклись. Как и большинство людей, в душе верующих: они давно от Бога отказались, ниче­го в них Божия нет, ни в одном поступке, ни слове, ни мысли, потому что отказались от креста. А отречение от креста есть отре­чение от Христа. А отречение от Христа — это отречение от Бога, потому что Господь ска­зал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Сколько бы человек про себя ни думал, каких иллюзий ни строил, это все никакого отношения к подлинной духовной жизни не имеет. Поэтому, если мы хотим — каждый в свою меру, ко­нечно, — достичь жизни духовной, которая есть Небесное Царство, мы должны начинать исполнять заповеди, себя стараться жалеть все меньше, учиться отрекаться от себя, учиться не своего искать, а искать славы Божией.
32

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: