Духовное чтение на 9 августа 2018 года. Вмч. Пантелеимон


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 9 августа 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Великомученик и целитель Пантелеимон;
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (гл. 4, ст. 13-18);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (гл. 24, ст. 27-51);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Великомученик и целитель Пантелеимон

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем житие одного из самых почитаемых на Руси святых. К сожалению, причины для обращения к нему чаще всего не самые приятные, а точнее сказать – очень болезненные. Мы говорим о святом великомученике и целителе Пантелеимоне. Его житие по причине древности и, несомненно, по причине особой народной любви за века обросло самыми разными подробностями и стало похоже скорее на миф, нежели на описание жизни реальной исторической фигуры. Но в церковной византийской традиции и по обычаям средних веков было нормой приукрасить житие особо почитаемого святого. А в наши дни это кажется немыслимым, ведь современные люди привыкли получать историческую информацию в достоверном виде. Но история – это одно, а жанр жития – это другое. Потому пусть никого не смущают сказочные подробности жития святого Пантелеимона. Даже если не все это правда в историческом смысле, но нам важна суть повествования и образ святого, который, как на иконе, символично изображается в житии.

Итак, предание говорит нам, что святой великомученик и целитель Пантелеимон родился во второй половине III века в Вифинии, в Малой Азии, в городе Никомидии, в семье знатного язычника Евсторгия, и был назван Пантолеоном, что значит «по всему лев», так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула, воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану, который захотел оставить его придворным врачом.

В это время в Никомидии тайно проживал пресвитер Ермолай. Однажды тот позвал Пантолеона к себе в дом и начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Господе Иисусе Христе. Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного змеей, которая извивалась рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения молитвы станет христианином и примет святое крещение. И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски.

После этого чуда святой Ермолай крестил юношу-целителя. Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим родным отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которому никто другой не мог помочь. Во имя Господа Иисуса Христа Пантолеон исцелил слепца. Вместе с ним духовно прозрел и отец святого – Евсторгий, и оба с радостью приняли святое крещение.

После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и другие врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников.

Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. Мы не будем перечислять все те пытки, что приводятся в полном житии святого и которые пришлось претерпеть великомученику. Как донесло Священное Предание, во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. По повелению Максимиана великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили на растерзание диким животным. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого.

Наконец обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда врач-христианин начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. В это время Иисус Христос еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит «многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон. Услышав голос с неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле.

Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас!

Второе послание к Коринфянам (глава 4, стихи 13-18)

ратия!> имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Святое Евангелие от Матфея (глава 24, стихи 27-51)

казал Господь Своим ученикам:> Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Чтобы духовную жизнь постичь, не нуж­но быть каким-то интеллектуалом. Нужно только Евангелие знать и принять его серд­цем. А уже когда Дух Святой приходит, Он может сделать человека образованным. Если мы почитаем послания апостола Петра, мы увидим, какая в них премудрость. А ведь это простой рыбак. Поезжай на Белое море или на Балтийское, поговори с рыбаками. Что ты услышишь? А Петр — какой рыбак! Откуда у него такая премудрость? Почему такая благодать капает из его уст? Потому что он святой, потому что он приобщился к Богу и Бог сделал его свободным.

Старец Силуан был тоже простой мужик, уехал на Афон спасаться, молился, стал свя­тым. И к нему приезжали многие ученые люди. И духовный его сын отец Софроний, написавший о нем книгу, тоже очень премуд­рый человек, знал много языков, но такого общения с Богом, как Силуан, он не имел. У Силуана спрашивали: «Отче, откуда ты все знаешь, хотя газет не читаешь, радио не слушаешь?» Телевидения тогда на Афоне, конечно, не было. А он говорил: «Господь просвещает». Потому что дей­ствительно у святых поразительное ведение. Вот читаешь пророков Моисея, Исайю или апостола Павла и думаешь: как же они могли знать, что будет через несколько тысяч лет? Ну как это возможно предсказать? Мы не можем даже предположить, что за жизнь будет через тысячу лет, а они это говорили. Потому что человек, ко­гда имеет общение с Богом, становится сам богом. А для Бога нету времени, для Него нет ни прошлого, ни настоящего.

Когда мы начинаем читать какую-то книгу, мы еще не знаем, что будет в конце, а автор знает, потому что он сам ее написал. И автор той книги, которую все мы читаем, то есть нашей жизни, — Бог. Мы твари, или, по-русски более ласково зву­чит, творения, и мы проживаем жизнь заново. Вот родился маленький человек — он вступает в этот мир и проживает новую жизнь. И Христос хочет этого человеч­ка спасти, чтобы он Царствия Небесного достиг. А мир хочет его погубить, развратить, отнять у него то малое духовное, что в нем еще осталось. Такая борьба происходит за каждого человека между Христом и миром. Кто в ней победит?

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: