К Симеонушке, в ВерхотурьеТатьяна Якутина, г. Кодинск 

Рвалась душа моя с августа 2017 года, ведь по молитвам к святому праведнику земли уральской я смогла преодолеть все 103 километра пути четырёхдневного Климковского крестного хода. Без помощи и поддержки свыше, по молитвам святого угодника Божия за меня, грешную, я бы столь трудный путь с больными ногами не осилила. Обет нужно было выполнять, и вот уже вечером 14 июля 2018 года мы (муж и я) оказались на станции Верхотурье.

Остановились на трое суток в гостинице для паломников мужского Свято-Никольского монастыря. Побывали на службах, исповедались и причастились накануне Царского крестного хода в Екатеринбурге. Нам повезло – мы оказались свидетелями перенесения мощей святого из Преображенского собора в отреставрированный Крестовоздвиженский, где они пребывают постоянно. Побывали в Меркушино, в скиту Актай, в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», погрузились купель и набрали из колодца святой воды.

Впечатлений хватит надолго. Мечтаем снова побывать в этих необыкновенно светлых и радостных местах. Ведь именно на этой благословенной Богом уральской земле жил и подвизался в молитвах святой праведный Симеон Верхотурский – один из самых почитаемых и любимых на Урале и в Сибири святых.

Достаточно сказать, что до революции в дни памяти святого (31 декабря – в день его прославления, 25 сентября – в день первого перенесения его честных мощей) к святым и нетленным мощам Симеона Верхотурского ежегодно стекалось до 60 тысяч паломников. Шли пешком, ехали верхом на лошадях и повозках. Нужно было крепко потрудиться, чтобы добраться до отдалённой северной уральской земли.

И Симеонушка всем помогал – исцелял бесноватых, слепых и плохо видевших, страдавших кожными заболеваниями, укреплял больные ноги. Река исцелений и помощи от святого угодника Божия! Всего и не перечислить.

Сведений о его жизни почти не сохранилось. Из жития святого, составленного во второй половине XVII века, узнаём, что был он знатного происхождения (из бояр или дворян, а по одной из версий вполне мог оказаться одним из сыновей старшего брата Ивана Грозного, незаконнорожденного Георгия, которого царь умертвил, опасаясь возможного претендента на престол). Был он человеком образованным, добрым и сострадательным, отзывчивым на чужую беду, нестяжательным и бескорыстным.

К Симеонушке, в Верхотурье

Как бы то ни было, но после смерти родителей в Смутное время пришёл он на Урал и поселился сначала в оживлённом торговом месте – городе Верхотурье, а в 1620 году перебрался в расположенное от него примерно в 50 верстах небольшое село Меркушино. Суровая красота здешней природы пришлась по сердцу подвижнику Божию: густые тёмно-зелёные ели, величественные стройные кедры, устремлённые ввысь, пойменные равнинные луга с густой душистой травой, скалистые утёсы, неторопливое мощное течение Туры. Звенящая тишина и спокойствие глухих малонаселённых мест более всего располагали к богомыслию и отшельническим трудам.

В летнее время Симеон Меркушинский (так его прозвали ещё при жизни), уединялся для молитвы в близлежащий лес или на берег Туры, где в молитвах на камне под большой раскидистой елью на берегу проводил большую часть времени. После весеннего схода льда до осени удил на реке рыбу для пропитания. С наступлением холодов перебирался в Меркушино и близлежащие деревушки, где, переходя от дома к дому, нанимался за пропитание шить овчинные полушубки.

Когда работа подходила к концу, желая избежать денежного вознаграждения, потихоньку уходил из гостеприимного дома. Правда, при этом недоделывал до конца работу – оставлял не пришитым к полушубку рукав, карман или воротник. За что ему частенько доставалось – рассерженные хозяева отказывали в плате за недоделанную работу, а иногда и поколачивали кроткого и незлобивого портного.

Однако вскоре люди заметили, что по его молитвам выздоравливают больные и немощные старики и дети, а в семьях, где он жил, устанавливаются мир и согласие. Так ещё при жизни Симеона стали почитать за человека праведного, святой жизни. Человек кроткий и смиренный, он всячески избегал людской славы, старался держаться в тени.

В Меркушино, где он подвизался в молитвах и трудился, стоял небольшой деревянный храм в честь Архистратига Михаила, где Симеон любил молиться. Ему было всего 35, когда в 1642 году он навсегда переселился в Небесные обители. Праведника погребли за стенами храма на небольшом погосте. Шло время, и где-то через полвека люди уже даже и забыли, кто похоронен под церковными стенами. Знали только, что какой-то «муж праведной жизни».

Но только вот Господь не забыл своего праведника и решил его прославить. В 1692 году на этом месте начались чудеса. Заросшая травой могила неожиданно раскрылась, и гроб стал выходить из земли на поверхность. Под истлевшей крышкой оказались нетленные мощи. Священный трепет охватил всех, кто вместе с местным священником прикоснулся ко гробу праведника. Как водится, народ потянулся к святой могилке. Земелькой помазывали больные места и получали исцеление. О чём и было доложено митрополиту Тобольскому и Сибирскому Игнатию.

К Симеонушке, в Верхотурье

Митрополит сразу приехать не смог и направил для освидетельствования четных останков группу священнослужителей, в числе которых оказался монах Никифор, пребывавший в постоянной и непрерывной молитве. В тонком сне он увидел человека в светлых сияющих одеждах и спросил, как его зовут. «Симеон Меркушинский», – последовал ответ.

Чудеса и исцеления продолжались, о чём митрополит Игнатий периодически получал известия. Сомневаясь в душе, так ли это, он решил лично осмотреть всё на месте. При большом стечении народа помолились, чтобы Господь открыл имя святого. С тем и разошлись по домам. А ночью во сне митрополит и местный священник услышали – «Имя ему – Симеон!», что согласовалось с сообщением монаха Никифора.

Началось народное почитание святого праведника. С годами назрела потребность в перенесении святых мощей в большой торговый город Верхотурье, в Свято-Николаевский мужской монастырь. По указанию митрополита Филофея в сентябре 1704 года с большими почестями святые мощи праведного Симеона переложили в новую раку из дорогой древесины, украшенную снаружи резьбой, изнутри обтянутую кожей и выложенную лебяжьим пухом.

Старый же гроб оставили в меркушинской церкви. Позднее на месте погребения святого забил родничок с целебной водой. Сейчас там стоит придел Михаилоархангельского храма в честь святого. Родничок находится прямо под алтарём, паломники имеют возможность спуститься и поклониться месту погребения святого.

К Симеонушке, в Верхотурье

Из жития святого Симеона известно, что когда его мощи переносили из Меркушино в Верхотурье, они несколько раз «вставали на воздусе», так что их не могли с места сдвинуть. А всё потому, что за мощами на коленях полз блаженный Косьма. Когда он уставал, просил: «Праведный Симеон, остановись, больше не могу, дай отдохнуть!» И святой Симеон по его молитвам останавливался, и сколько лошадей ни хлестали, не могли их с места стронуть. Говорят, на месте остановок мощей потом были построены часовни.

Подобный случай произошёл 25 сентября 1992 года во время второго перенесения мощей из екатеринбургского храма Всемилостивого Спаса в Верхотурье. После Литургии стали обносить мощи крестным ходом вокруг храма. Сделали круг, на каждом углу крестообразно осеняя мощами место пребывания святого в Екатеринбурге, остановились прямо напротив главного входа. Неожиданно гроб с мощами завис на воздухе. Как во время первого перенесения, двести с лишним лет назад, их не могли сдвинуть с места. Дёргали – никак, стоят! Стали служить молебен, петь «Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!». Минут через пять мощи потихонечку стронулись с места, поднимаясь вверх, будто их никто и не держал. Перекрестили ими главный вход храма, занесли в автобус и поехали.

По Екатеринбургу местами проходили с гробом пешком. Там, где стоял Ипатьевский дом, в котором была расстреляна Царская Семья, вдруг заиграло солнце, как на Пасху, несмотря на то, что на дворе стоял конец сентября.

В этом доме какое-то время находился музей антирелигиозной пропаганды и держали его мощи. Известно, что Святые Царственные Страстотерпцы почитали святого праведного Симеона, икону которого им подарил друг семьи Григорий Распутин. После расстрела Царственных мучеников среди их вещей нашли икону любимого святого.

Царь Николай хотел приехать в Верхотурье поклониться святым мощам. Он отпускал средства на строительство Крестовоздвиженского Храма, на его деньги была сделана серебряная рака для святого, Царские Врата.

… Когда автобус подъезжал к Верхотурью, на улице уже стемнело. Люди стояли с горящими свечами вдоль дороги. Весь город собрался встретить своего небесного заступника. Когда подошли к храму, запели тропарь, кондак и величание святому. Поставили раку под палантин и отслужили молебен.

По воспоминаниям очевидцев, когда мощи привезли в город, благодать сошла на Верхотурье, освящая землю и, казалось, навсегда потерявших веру людей.

К Симеонушке, в Верхотурье

Место это удивительно светлое и радостное, потому что всякий приезжающий и приходящий сюда, чувствует любовь святого к нам, грешным. Хочется остаться здесь если не навсегда, то как можно дольше.

Окончание

С молитвой о России, жизни и семье

К Симеонушке, в Верхотурье