Духовное чтение на 11 сентября 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 11 сентября 2018 года.

• Жития святых – Усекновение главы Иоанна Предтечи;
• Чтение Апостола – Деяния святых Апостолов (глава 13, стихи 25-32);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Марка (глава 6, стихи 14-30);
• Толкование Евангелия – Свт. Иоанн Златоуст;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Дорогие братья и сестры, сегодня мы торжественно и скорбно вспоминаем усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День этот всегда является постным.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя нам повествуют святые евангелисты Матфей и Марк. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. По завещанию после смерти его отца Ирода Великого (так его называют историки, а для нас он первый гонитель Иисуса Христа и убийца Вифлеемских младенцев) Иудея была разделена между тремя  сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. Архелай получил половину страны, а Филипп и Антипа — по четверти.

Пророк Божий открыто обличал Ирода Антипу за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Танцовщица по совету своей матери Иродиады, которая уже давно хотела убить святого пророка, но не могла, просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Евангелисты Матфей и Марк расходятся в том, какова была реакция Ирода. Апостол Марк пишет, что он опечалился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. А святой апостол Матфей говорит, что он боялся народа, который любил святого Предтечу, но из-за гостей и неосторожной клятвы повелел отрубить ему голову и отдать Саломии, которая отнесла блюдо с главой святого Иоанна своей матери. Святое тело Иоанна Крестителя в ту же ночь взяли и погребли его ученики.

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Далее в Евангелии мы видим, как Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Господа Иисуса Христа, над Которым он насмеялся, о чем повествует нам апостол и евангелист Лука.

Часто можно услышать вопросы, касающиеся земной жизни нашего Спасителя, особенно его детских и отроческих лет, или вопросы об аскетическом подвиге святого Иоанна Предтечи и его отношениях с Господом нашим Иисусом Христом и о других героях Священной истории. Нам всем хочется как бы заглянуть в ту эпоху, стать соучастниками или хотя бы свидетелями ее событий. Думаю, это связано с нашей привычкой к телевидению, которое постоянно раскрывает те или иные подробности давно ушедших эпох. Но только в случае со Священной историей, чтобы не стать жертвой, как пишет апостол Павел, «негодных и бабьих басен», важно придерживаться строго проверенной информации. И, конечно же, самым главным источником проверенной информации является для нас Священное Писание.

Современные библеисты и археологи открывают нам разные подробности и аспекты в понимании Библии, но они ничего не добавляют к сути и содержанию евангельской истории. И если нам о чем-то неизвестно, надо просто смириться с этим. Значит, нам и не нужно этого знать. Многие возразят и скажут, что, например в житии святого Иоанна Предтечи приводится гораздо больше подробностей, чем в Евангелии. Но если присмотреться внимательнее, то подробности эти касаются не евангельского повествования, а все того же контекста: предыстории и того, что было после. Эти данные были вписаны авторами жития на основании тех знаний, что были им доступны на момент их работы. И не надо смущаться, если современные научные данные в чем-то противоречат житийным. Нужно подходить к житию как литературному жанру, как к творчеству его составителей и с пониманием отнестись к возможностям исторической науки времени его составления.

Дорогие братья и сестры, будем с рассудительностью и вниманием подходить ко всему, что предлагает для нашей пользы и спасения души Святая Церковь. И да поможет нам в этом величайший из рожденных женами, пророк и предтеча Спасов. Святый Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Деяния святых Апостолов (глава 13, стихи 25-32)

те дни> при окончании же поприща своего Иоанн говорил: «за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах». Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Марка (глава 6, стихи 14-30)

Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. И собрались Апостолы к Иисусу, и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

Свт. Иоанн Златоуст

и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства

Она танцевала, а после пляски совершила другой грех, еще более тяжкий, ибо убедила этого безрассудного человека с клятвой пообещать ей, чего бы она ни попросила. Видишь, к какому безрассудству приводит клятва? А что, если бы она попросила твою голову? А если все царство? Он, однако, ничего такого не сознавал, ибо рядом стоял дьявол, сплетавший прочную западню, и с того времени, как тот произнес клятву, он и ловушку расставил, и повсюду раскинул сети. О, преступная просьба! Но она все же уговорила его, задумав накинуть узду на этот священный язык, который и доныне вопиет. Ведь каждый день, а вернее, в каждой церкви вы слышите, как Иоанн вопиет через Евангелия и говорит: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (ср. Мф. 14:4). Ирод отсек голову, но не пресек гласа, заставил замолчать язык, но не само обличение. Видите, что делает клятва? Отсекает головы пророкам. Видишь приманку? Устрашись погибели!

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… В силу того, что все наше духовно-душевно-телесное естество по­вреждено грехом, телесное и душевное в нас, к сожалению, превалирует над духовным и находится с ним не в гармонии. Поэтому чтобы достичь духов­ного, нужно обязательно обуздывать телесное и удерживать душевное. Только таким образом можно опять вернуть себе духовную жизнь. Поэтому Церковью и предпринимаются посты: чтобы ущемлять свое душевное и те­лесное. И поэтому все заповеди Божий направлены к тому, чтобы человека удерживать от зла всякого рода: большого, маленького, среднего, ежеми­нутного или редко случающегося, но от всякого зла. Очень важная добро­детель — воздержание, и кто достиг его, тот достиг духовной жизни. Потому что духовная жизнь дается только тому, кто научился быть воздержанным и в своих телесных проявлениях, и в своих душевных проявлениях.

Конечно, если представить себе, что все люди стали бы православные, стали в храм ходить, исповедоваться в грехах, то жизнь бы намного улуч­шилась. Но и все равно никуда не денешься ни от болезней, ни от смерти, ни от засухи, ни от потопа. Да и среди тех, кто ходит в храм и причащается, тоже падения бывают: чуть немножко вожжи ослабил, и опять надо все снова начинать. Поэтому Святая Церковь постоянно нас обучает отгре­баться от всего земного, поститься душевно и телесно.
Вот скоро мы вступаем в поприще Успенского поста. Он по времени непродолжительный, но устав его такой же строгий, как и Великого поста. Это в смысле телесном, но, конечно, телесное — это не самое главное. Важ­нее удерживать в себе именно душевные поползновения. А в чем их опас­ность? В том, что часто душевность путается с духовностью. Поэтому, не на­учившись воздерживаться в своих чувствах, в своих порывах, стремлениях душевных, невозможно достичь трезвости, при которой только бывает под­линная духовная жизнь; невозможно достичь молитвы: все будет человек скатываться к внешним проявлениям, искать не того, чтобы в результате молитвы стяжать добродетель, а стремиться к ощущениям.

Очень часто человек оценивает свою жизнь, и все события, и людей по тому, хорошо ему или плохо, то есть именно по своему чувству. А ведь чув­ства зависят от обстоятельств, часто совершенно произвольных. Вот стоит человек на автобусной остановке, и у него одно чувство. А если он стоит двадцать семь минут, то у него уже другое чувство. Всего-то прошло двадцать семь минут, а чувство совершенно переменилось: уже у него и гнев, и раз­дражительность. А если толпа собралась, и он оказался еще в конце, то во­обще кошмар. Вот что такое чувства. И с помощью чувств человек иногда всю свою жизнь коверкает. Вот у меня такое чувство, что без него жить не могу. То есть, как не могу? А если он завтра под трамвай попадет, что же, и тебе бросаться? Или такое чувство, что не хочется жить, все немило. Ну а как не жить-то? Ну, допустим, выбросился из окна. Все равно смерти-то нет: тело покинул, но душа-то продолжает страдать. Что изменилось принци­пиально? Ничего, только хуже стало. Но человек привык полагаться на чув­ства, привык удовлетворять только свои страсти, свои желания.

Раз мы в церковь пришли, значит, у каждого из нас благодать Божия касалась сердца. Но это было какой-то миг, а ведь это же можно сделать не­престанным, и тогда это есть блаженство, тогда это есть Царство Небесное, духовная жизнь, это есть непрестанная молитва — как угодно можно назы­вать, потому что это все понятия абсолютно тождественные, они суще­ствуют только все вместе, все одновременно и одно без другого не бывают. Как нет добродетели без молитвы, так нет и молитвы без добродетели. Нельзя быть молитвенным человеком и злым, это невозможно, хоть лоб рас­шиби. Пока ты с кем-то в спор вступаешь, пока ты отстаиваешь свое, пока ты кому-то завидуешь, хоть мозоль на лбу набей, ничего из твоей молитвы не выйдет, потому что все добродетели связаны. В этом-то и заключается гармония. Это и есть восстановление в себе падшего естества, когда все приходит в свою изначальную, задуманную Богом меру. И пост для этого и служит.

В духовном плане каждый человек, живущий на земле, урод, потому что телесное и душевное у нас выпячивает, а духовное, хотя, конечно, оно есть: мы люди крещеные, и мы вкусили молитву, мы знаем, что такое цер­ковное богослужение, мы и в таинствах церковных участвуем, — конечно, духовная жизнь у нас есть, но сказать, что мы имеем ее в полноте, нельзя. Поэтому хотя бы постом надо нам всем стараться встряхнуться, подумать, углубиться в духовную жизнь, несмотря на то, что сейчас время летнее, довольно рассеянное, все служит вроде бы к времяпрепровождению такому приятному, отдохновению. Но Святая Церковь не оставляет нас своей заботой: именно летом два поста, чтобы не очень-то расслаблялись.
32


Дорогие братья и сестры, на нашем сайте изменены правила чтения Молитв по соглашению и Домашнего сорокоуста, о которых Вы можете прочесть на странице сайта Новые правила Молитвы по соглашению с «Семья и Вера».

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери