Духовное чтение на 2 октября 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 2 октября сентября 2018 года.

• Жития святых – Благоверный князь Феодор Смоленский;
• Чтение Апостола – Послание к Филиппийцам (глава 1, стихи 8-14);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 3, стихи 23-38; глава 4, стих 1);
• Толкование Евангелия – Лопухин А.П.;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Благоверный князь Феодор Смоленский

Святой и блаженный князь Феодор, по прозванию Черный, родился в первой половине XIII века и был сыном Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и происходил в девятой степени от святого равноапостольного князя Владимира. Феодор имел двух братьев, Глеба и Михаила, которые по смерти отца обидели его, дав ему в удел один только город Можайск. Несмотря на это, он не держал на них зла и терпеливо владел этим уделом. За такое его незлобие Бог впоследствии вверил ему в управление славный город Ярославль. Это произошло следующим образом: в Ярославле жила княгиня Ксения, супруга князя Василия Ростовского, у которой была единственная дочь. Благоверный князь Феодор женился на этой дочери князя Ростовского, от которой впоследствии имел сына Михаила и дочь, и получил во владение город Ярославль. А по смерти своего брата Михаила наследовал и Смоленское княжение.

Князь Феодор жил в Ярославле благочестиво и богоугодно, потому что с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь. Особенно почитал он священников и иноков и благотворил нищим. Как доблестный воин Христов, он во всем угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды.

В те времена, когда над русскою землею тяготело татарское иго, был обычай, чтобы русские князья ездили в Орду к хану для утверждения в княжеском достоинстве. Однажды некоторые князья поехали в Орду, и вместе с ними отправился туда ярославский блаженный князь Феодор со многими дарами для хана и его супруги. В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве любимца, весьма уважаемого. Его мужественная красота и ум так пленили жену хана, что она пожелала выдать за него свою дочь. Но он сказал ей, что у него есть жена в Ярославле, и не склонился на ее увещания.

Испросив себе от хана утверждение на княжение в Ярославле, блаженный Феодор уехал из Орды домой. Когда он прибыл в Ярославль, то услыхал, что его супруга скончалась. Он хотел войти в город, где в то время жили его сын Михаил и теща, но бояре и теща не пустили его и начали вести о нем нелепые речи. Они говорили: «У нас не в обычае принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодорова, Михаила». Святой Феодор снова отправился в Орду и просил хана, чтобы он вновь дал ему Ярославское княжество. Хан послал ярославцам строгое повеление принять своего князя, но те не повиновались и упорно отказывались принять к себе Феодора.

В то время как святой князь пребывал в Орде в гостях у хана, его жена снова начала предлагать своему мужу выдать их дочь за Феодора. Но хан долго не соглашался, говоря, что не подобает давать ханскую дочь в супружество даннику, притом еще иноверному. Тогда ханша открыла мужу свое желание, чтобы их дочь приняла христианскую веру и крестилась, а затем вышла замуж за Феодора. Хан согласился. Ханская дочь крестилась и затем вступила в брак с ярославским князем. Ее назвали в святом крещении Анной.

После этого брака хан еще более полюбил святого Феодора. Часто сажал он его за свой стол, ежедневно возлагал ханский венец на его голову, одевал его в свою порфиру, устроил ему прекрасный дворец и окружил славой и богатством. Но среди всего этого великолепия сердце блаженного князя не возгордилось, и слава мира сего не отвлекла его от любви Христовой, и он все более и более преуспевал в исполнении заповедей Господних. Князь Феодор даже испросил у хана позволение выстроить в Орде несколько церквей, всеми мерами распространял христианство и покровительствовал духовенству. Пока он еще жил в Орде, у него родился сын, который назван был во святом крещении Давидом. Затем у него родился второй сын, нареченный в крещении Константином.

Вскоре после того к нему прибыли гонцы из России с известием, что его сын Михаил умер в Ярославле. Тогда князь Феодор стал просить хана отпустить его в Русскую землю вместе с княгиней и их детьми. Хан отпустил его с великой честью, возложил на него венец и почтил его великим княжением Ярославским. Святой князь прибыл в Ярославль с большим почетом; с ним прибыло и много татарских вельмож от двора хана, которых он через некоторое время с честью отпустил в Орду.

Святой князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости. Заболев и чувствуя, что эта болезнь – предсмертная, он позвал к себе княгиню супругу и своих детей и завещал им пребывать в любви и мире. Затем он велел отнести себя в монастырь и там с великой радостью принял от игумена иноческий образ, и в течение всего того дня радовался, и благодарил Бога за то, что Он сподобил его дара, которого давно желала его душа. Пред самой своей кончиной он пожелал принять схиму, после чего, преподав всем прощение и сам испросив у всех прощения, он осенил себя крестным знамением и предал душу свою в руки Божии. Его погребли в храме Преображения Господня. Это было 19 сентября 1299 года.

Благоверный княже Феодоре, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Филиппийцам (глава 1, стихи 8-14)

ратия!> Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Луки (глава 3, стихи 23-38; глава 4, стих 1)

Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий. 4. Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

Лопухин А.П.

Ст. 23-38 Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий

Здесь указывается год выступления Христа на общественное служение.

«Иисус, начиная Свое служение…» – правильнее: «а Он Сам – о Ком был глас Божий (стих 22) – именно – Иисус, был, при начатии Своей деятельности (ἀρχόμενος), в возрасте около тридцати лет». Началом служения Христа евангелист Лука очевидно полагает «помазание» Христа Духом Святым во время крещения. Отсюда можно приблизительно указать и год общего летосчисления, в который совершилось это выступление. Как мы уже приняли (см. стих 1), пятнадцатый год правленияТиверия есть 779 от основания Рима. Но Иисус Христос крестился, вероятно, на следующий год по выступлении Иоанна Крестителя, имевшем место в этом 779 году, следовательно, примерно в 780. Отсюда же можно вывести, – опять, конечно, приблизительно, – и год рождения Христа. Отсчитывая от 780-го года лет 30 лет, мы получаем 750 год для рождества Христова. Между тем, наш счет годов от Рождества Христова, основание которому положил монах Дионисий, предполагает, что Христос родился в 752 году – двумя или тремя годами позже против установленного срока.

«Лет тридцати». Обыкновенно в этом возрасте, как возрасте полной зрелости, левиты вступали в отправление своей должности (Чис.4:3, 23).

«И был, как думали, Сын Иосифов, Илиев». По-гречески: ὤν, ὡς ἐνομίζετο, υἱὸς Ἰωσήφ, τοῦ Ἠλί. При таком чтении слово «Сын» (υἱός) относится к слову «Иосиф» (Ἰωσήφ). Но признать такое сочетание запрещает отсутствие артикля перед именем Иосиф: ведь дальше везде отношение отца к сыну обозначается аритиклем (τοῦ). Нет, отсутствие артикля перед словом «Иосиф», скорее, заставляет думать, что евангелист не вносит Иосифа в число предков Иисуса Христа. Лучше поэтому принять чтение Александрийского кодекса, где слово «Сын» (υἱός) присоединено к причастию ἦν (по-русски: «был»). Тогда нужно будет передать этот стих по-русски так: «и был (точнее: будучи) Сын, как полагали, Иосифов – (на самом деле) Илиев». Но кто же такой Илий? По наиболее вероятному предположению, которое заменило собой в науке ранее принятое объяснение Юлия Африкана (ср. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 1), это был отец Пресвятой Девы Марии. Сама Она, по еврейскому обычаю, не вводится в число членов родословия Христа, но зато евангелисту было очень важно указать, что Христос по плоти является настоящим потомком Давида, что он и делает, давая родословие отца Марии и показывая, что Мария действительно происходила от Давида.

Евангелист Лука ведет, таким образом, родословие Христа через Его деда по Матери и в восходящем порядке. Тут, однако, мы встречаемся с двумя такими именами (стих 27), которые повторяются и в родословии, сообщаемом у евангелиста Матфея как родословии Иосифа (Мф.1:12) – именно с именами Зоровавеля и Салафииля. Но это недоумение может быть решено просто: и тот и другой действительно были общими предками Иосифа и Марии, а потом евангелисты перечисляют уже разных – двух – сыновей Зоровавеля, от одного из которых пошел род Иосифа, а от другого – род Марии. Важнее другие недоумения, здесь возникающие. Как объяснить, что Лука называет Зоровавеля сыном Салафииля (также и Матфей), тогда как в книге Паралипоменон(1Пар.3:18–19) Зоровавель назван сыном Федаии? Вероятно, это можно объяснить законом ужичества. Федаия был братом Салафииля и потому мог, после смерти последнего, вступать в брак с его бездетной вдовой, и от этого брака мог родиться Зоровавель. Могло, конечно, случиться и обратное, в случае смерти Федаии, словом, или евангелисты, или писатель книги Паралипоменон называют отца Зоровавеля не настоящего, действительного, а законного, чье имя носил Зоровавель.

Наконец, что касается того, что в книге Паралипоменон (1Пар.3:20) в числе сыновей Зоровавеля не упомянут упоминаемый здесь Лукою Рисай, то это можно объяснить тем, что писатель книг Паралипоменон назвал всех сыновей Зоровавеля, или тем, что некоторые из сыновей носили по два имени (Богословский, Детство Иисуса Христа, с. 54).

В 37-м стихе упомянуто имя Каинана, находящееся только в переводе книги Бытия у Семидесяти (Быт.10:24). Это имя, по всей вероятности, находилось и в подлинном тексте.

В стихе 38 евангелист Лука называет Христа сыном Адамовым, Божиим. Неестественно представить себе, чтобы евангелист поставил Адама в такое отношение к Богу, в какое Сифа поставил к Адаму, т. е. в отношение сыновства по происхождению. Поэтому правильнее относить слово «Божий» к слову «Иисус» в 23-м стихе. Таким образом, здесь будет указываться на то, что и по телесному Своему происхождению Сын Марии был в то же время Сыном Бога.

Замечательно, что у Луки родословие разделяется на седмерицы, соединяемые три раза по три в один отдел и однажды – две в отдел, а именно:

1) от Иисуса до Нирия – 21 род (3 х 7),

2) от Нирия до Давида – 21 род (3 х 7),

3) от Давида до Авраама – 14 родов (2 х 7), и

4) от Авраама до Адама – 21 род (3 х 7).

Конечно, такое согласие получается при том, если считать заключительных лиц седмерицы начальными членами следующей седмерицы.

Так как предание называет отца Марии не Илием, а Иоакимом, то в объяснение этого можно опять припомнить обычай иудеев носить по два имени – одно, данное при рождении, и другое, принятое по случаю какого-нибудь необычайного события в жизни человека.

Что касается того вопроса, почему евангелист Лука помещает родословие Христа не там, где евангелист Матфей, т. е. не в начале Евангелия, то это обстоятельство можно объяснить обычаем древнееврейских писателей приводить родословные таблицы известных исторических деятелей там, где изображается начало деятельности этих лиц (см. Исх.6:4–26).

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Мы, будучи грешными, должны воз­мущаться и отвергать грех, в кото­ром для нас духовная смерть. Мы должны в течение всей жизни исповедовать Христа, как апостол Павел говорит, молиться устами, веруя сердцем, что Господь близок, Господь здесь, Он пришел меня спасти, Он никогда меня не оставит, Он никогда меня не посрамит и без Его воли ни один волос с моей головы не упадет. И я знаю, что Гос­подь не хочет, чтобы я ругался, Он не хочет, чтобы я пил, Он не хочет, чтобы я воровал, Он не хочет, чтобы я блудил, Он не хочет, чтобы я осуждал, Он не хочет, чтобы я жадничал, чтобы я завидовал, чтобы я занимался только земными делами, Он этого не хочет. И если я со всем упованием на Него буду говорить: «Господи, помилуй», то помилование это придет, Господь меня очистит.

Вот это и будет жизнь духовная, это и бу­дет Царствие Небесное, пришедшее в силе, потому что мы ощутим силу Божию, ощутим, как вся нечисть от нас уходит, пусть хотя бы на миг, пусть на две минуты. И насколько мы будем верны Богу, настолько воспримем благодать Божию, которая есть спасение. Этот процесс, этот труд, эта невидимая брань называется покая­нием, когда человек сознает себя грешником, сознает себя погибающим, сознает, что он сам ничего не может, но все возможно Богу. Поэтому нужно веровать Богу, веровать Его слову и нужно взывать, и уповать, и всю надежду полагать на Бога, и смиренно ждать.

32

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: