Духовное чтение на 5 октября 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 5 октября 2018 года.

• Жития святых – Священномученик Вениамин (Воскресенский);
• Чтение Апостола – Послание к Филиппийцам (глава 1, стихи 27-30; глава 2, стихи 1-4);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 4, стихи 22-30);
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 55

Священномученик Вениамин (Воскресенский)

Дорогие братья и сестры, будущий священномученик Вениамин, епископ Романовский (в миру Василий Константинович Воскресенский) родился в 1871 году в Ярославской губернии в многодетной семье сельского священника. После окончания Московской духовной академии Василий Константинович несколько лет работал преподавателем русской литературы и истории в Кутаисской духовной семинарии. В начале ХХ века он стал преподавателем Тифлисской духовной семинарии, где преподавал в течение семи лет. С 1909 по 1911 год он преподавал в Вологде, а с 1911 по 1916 год – в Ярославле. Был активным популяризатором церковного пения в Ярославской епархии, организовал хор в Ярославской семинарии, а также в родном селе Переславцево. Выступал за максимальный учет местных традиций в церковном пении.

В Ярославле семинарский преподаватель Василий Константинович Воскресенский встретил революцию 1917 года и начало гонений на Церковь. В 1918 году Ярославскую семинарию закрыли. К началу 1920-х годов над Русской Церковью нависла угроза полного уничтожения, советская власть не только целенаправленно устраняла архиереев от церковного управления, но и создавала условия невозможности рукоположения новых священнослужителей.

Летом 1921 года на съезде духовенства и мирян Романовского (Тутаевского) уезда Василий Константинович Воскресенский был избран кандидатом на кафедру викарного епископа Ярославской епархии. Вскоре состоялось пострижение его в монашество и рукоположение во епископа Романовского, викария Ярославской епархии.

В 1922 году ГПУ арестовало митрополита Ярославского Агафангела в надежде, что церковная власть перейдет к обновленцам. Но православное духовенство Ярославской епархии поддержало епископа Вениамина (Воскресенского) и не встало на сторону обновленчества. Вскоре арестовали и владыку Вениамина. Освободился он только в 1926 году. Вернувшись в Ярославскую епархию, епископ Вениамин стал много ездить и везде проповедовать. И в 1927 году был вновь арестован.

Арестовали владыку в городе Пошехонье после архиерейского богослужения, ему предъявили обвинение в монархической агитации, доказательством чему служило то, что за богослужением диакон возглашал строки псалма: «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело». В конце службы епископ произнес проповедь, в которой были следующие слова: «Не верьте этим безбожникам, что нет Церкви, Церковь внутри нас. Будьте стойки за веру православную, не верьте этим глупцам, ибо учение их есть еретическое и приведет к гибели нашу страну».

12 июня 1927 года епископ Вениамин (Воскресенский) вновь арестован в селе Пошехонье и этапирован во Владимирскую тюрьму через Тутаев. По свидетельству очевидцев, «летом 1927 года по городу Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали». На допросе владыка Вениамин заявил: «Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти… моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти». Был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, отбывал ее в Уральской области.

Владыка резко негативно отнесся к Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Находясь в ссылке, в одном из писем он писал: «Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному государству, какого она принять не может, оставаясь Церковью. Наше государство открыто перед всем миром начертало на своем знамени — безбожие и борьба с религией, с Православием в особенности. Борьба до победного конца, до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому правительству: “Я с нашим правительством”, безбожному народу: “Я с нашим народом”. Церковь никогда не может сказать: “радости и успехи нашей гражданской родины — наши радости и успехи, неудачи ея — наши неудачи”. Христианская наша родина под руководством богоборческого правительства систематически и быстро перестраивается. Она уже новая, строение ея во всех отраслях жизни — безбожное, антихристианское, образуется безбожная родина. Радости и успехи ея безбожного строения не могут быть радостями Церкви».

Тем не менее отделяться от митрополита Сергия владыка Вениамин не стал, считая, что Предстоятель может быть осужден только церковным собором или консенсусом православных иерархов. 16 ноября 1928 года в письме священнику Николаю Розову владыка призывал священство епархии сохранять верность митрополиту Сергию вплоть до законного церковного суда.

«В большинстве взглядов Декларация составляет грех не в области догмата, а в области морали. Декларация не ересь, а скорее духовно-нравственное преступление… Будь Собор – несомненно, митрополит Сергий, лишенный доверия, был бы заменен другим, но, можно с уверенностью думать, не лишен бы был церковного общения. Нет оснований исключать его из церковного общения и теперь, а значит, нет основания совершать отделение», – считал владыка.

Здоровье епископа Вениамина в заключении и ссылке окончательно было подорвано, он перенес инсульт. 1 апреля 1930 года владыка, находясь в ссылке, был снова арестован и получил новый приговор. Виновным он себя не признал и был тяжело болен: у него была парализована вся правая сторона тела. Через год его приговорили еще и к 10 годам заключения в лагере, но приговор не был исполнен, так как владыка Вениамин (Воскресенский) скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице Уральска в Казахстане.

Святый священномучениче Вениамине, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 55

Послание к Филиппийцам (глава 1, стихи 27-30; глава 2, стихи 1-4)

ратия!> живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне. 2. Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Луки (глава 4, стихи 22-30)

ивился народ> словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что, мы слышали, было в Капернауме». И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Господь в Израиле исцелил много слепцов, но не обо всех исцелениях написано в Еван­гелии, потому что, если писать обо всем, «са­мому миру не вместить написанных книг», как сказано у апостола Иоанна. И вот евангелист Матфей повествует об одном исцелении.

Двое слепцов услышали гул на дороге, разговоры, восклицания — это Господь шел в окружении Своих учеников. У слепых людей слух очень обострен, поэтому они сразу поняли, Кто идет, и стали звать: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Для нас эти сло­ва, может быть, ничего особенного не значат, мы уже к ним привыкли. Но в Израиле назвать человека сыном Давидовым в то время значило исповедовать Его Спасителем и Мессией. И эти два слепца исповедали Хри­ста, поэтому Он и обратил внимание на них.
Господь ходил по Иудее и, останавливаясь в домах или других удобных местах, заходя в синагоги, проповедовал слово Божие. И вот, когда Он вошел в дом, эти слепцы приступили к Нему. «И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И от­крылись глаза их».

Господь дал им заповедь, чтобы никто не узнал об их исцелении, а они, «выйдя, разгласили о Нем по всей земле той», то есть нарушили заповедь Христову, Его прось­бу. Так они Его отблагодарили. Конечно, сердце их было переполнено радостью. Ведь слепота хуже, чем потеря обеих ног, и по-человечески понятно, что они не смогли сдер­жать эту радость в себе, но тем самым они согрешили против заповеди Божией.

Если бы эти два слепца послушались Иисуса, не нарушили Его заповеди, они могли бы стать Его учениками, стать христианами. Мы тоже часто просим у Бога помощи. Но в ответ у нас не рождается никакой благодарности Богу, мы не стано­вимся учениками Христа. Мы получаем то, о чем просили, прозреваем — и уходим до следующего раза, когда нас опять припечет. Поэтому постараемся укрепляться в вере для того, чтобы нам прозреть, чтоб нам слушаться нашего Бога и не подра­жать этим двум слепцам, а подражать другому слепцу, Вартимею, который стал учеником Христовым.

35

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: