Духовное чтение на 6 октября 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Святитель Иннокентий, митрополит Московский;
• Чтение Апостола – Послание к Галатам (глава 4, стихи 22-31);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 1, стихи 5-25);
• Толкование Евангелия — Блж. Феофилакт Болгарский;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Дорогие братья и сестры, сегодня мы говорим о святителе Иннокентии (Вениаминове). Его житие очень пространно и, перечитывая его, мы открываем для себя все новые и новые грани святости владыки. Напомню, что 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви святого Илии Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. Повзрослевший Иван Попов поступил в духовной семинарию. В 1814 году в ней сменился ректор, который решил переменить фамилии ученикам. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).

В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. В этом сане ему пришлось прослужить четыре года, и только в 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (на остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Отец Иоанн стал добровольцем, и вот как он сам писал об этом в своей автобиографии: «когда, по распоряжению покойнаго преосвященнаго Михаила, были спрошены все священнослужители по всей епархии: не пожелает ли кто ехать в Уналашку и если не пожелает, то почему именно? — в числе прочих подписался и я, что не желаю занять это место, по причине отдаленности. И это написал я со всею искренностию, имея в виду, что ежели наши вдовы, живя и за десять верст от начальства, остаются без всего, то что же будет за десять тысяч верст? Так я думал, так и говорил другим своим собратиям».

Но когда один выходец из Уналашки по имени Иван Крюков, живший с алеутами сорок лет, «в тот же самый день, при прощании своем с преосвященным… стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слышанию слова Божия (чтó, без сомнения, я слышал от него и прежде и, может быть, не однажды): то — да будет благословенно имя Господне! — я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание преосвященному; и он, точно, удивился этому, но сказал только: “посмотрим”».

Впоследствии владыка считал это событие особым действием благодати Святого Духа и прямым Божьим призывом.7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата. Более чем через год они благополучно прибыли на место. Христианство охотно принималось алеутами благодаря их мягкому и кроткому характеру. Ко времени прибытия отца Иоанна в русских владениях в Северной Америке на разных островах служили еще три священника-миссионера.

Помимо Уналашки отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые ему приходилось переносить в подобных путешествиях, совершавшихся на утлой туземной лодке в холод и непогоду. Но зато утешали беседы с алеутами, когда, по словам отца Иоанна, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова».

Многолетний опыт в деле распространения Слова Божия убедил отца Иоанна в том, что при широкой разбросанности туземных поселений и все возраставшем числе крещеных трудно поддерживать дух христианства у паствы. Для этого была нужна постоянная проповедь, что было невозможно при малочисленности священников и недостатке средств. Кроме того, ему нужно было получить разрешение на издание священных книг на алеутском языке. С этой целью отец Иоанн решился отправиться в Петербург. Приняв такое решение, батюшка взял отпуск и, отправив супругу и детей на родину в Иркутск, 8 ноября 1838 года отплыл с острова Ситхи. Плавание его продолжалось около восьми месяцев. Летом 1839 года он прибыл в Петербург. Святейшим Синодом было принято решение об увеличении штата священно- и церковнослужителей в американских владениях России. Будущему святителю также было разрешено печатать свои переводы.

Но не только радостные вести ждали отца Иоанна в Петербурге: из Иркутска сообщили о кончине его супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. Посвящение отца Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе Петербурга. Наконец, в конце сентября 1841 года после утомительного и долгого пути владыка Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситху. Затем его ждал ряд перемещений и безостановочный труд перевода Писания и богослужения на языки севера.

В 1867 году скончался святитель Филарет, митрополит Московский, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный Иннокентий был поражен этой вестью более всех. Со смирением вступал владыка в свое новое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки преисполнен сил и рвения к деятельности. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено специальное миссионерское общество. С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал; на Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз владыка приобщился Святых Тайн в Великий Четверг. 30 марта 1879 года он потребовал чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи он переселился в горние обители.

Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Галатам (глава 4, стихи 22-31)

ратия!> Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 1, стихи 5-25)

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ  ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Блж. Феофилакт Болгарский

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Упомянул о царствовании Ирода, с одной стороны, из желания повествовать по примеру пророков, ибо они начинают так: во дни Ахаза и Езекии и такого-то совершилось следующее (Ис. 1, 1; Ос. 1, 1; Ам. 1, 1), а с другой стороны, поскольку намерен говорить о Христе, для того упомянул об Ироде, чтобы показать, что при Ироде Христос воистину пришел. Так как Ирод сей был тогда, когда, по пророчеству Иакова (Быт. 49, 10), не стало князей из иудеев, то отсюда и доказывается, что Христос пришел. Достигает и некоторой другой цели: говоря о времени, показывает истинность Евангелия, ибо желающим дает возможность радовать и от времени узнать истинность Евангелия. — Начинать от Захарии и рождения Иоаннова прилично. Поскольку он намерен говорить о Рождестве Христовом, а Иоанн — Предтеча Христов, то поэтому прежде Рождества Христова прилично повествует о рождении Иоанновом, которое и само не без чуда. Поскольку Дева имела родить, то благодать предустроила, чтобы старица родила не по закону природы, хотя и с мужем. Что же значат слова: «из Авиевой чреды»? Некоторые понимают так, что было два священника, преемственно совершавших богослужение, один по имени Авия, а другой — Захария, и так как Авия отправил богослужение, после его чреды служил Захария. Но дело кажется не так. Ибо Соломон, окончив храм, установил и дневные чреды, то есть седмицы: в одну, например, седмицу постановил сынов Кореевых, в другую — Асафа, в следующую — Авию, в иную — другого (2 Пар. 8, 14; 1 Пар. 24). Поэтому, когда говорит, что Захария был «из Авиевой чреды», нужно понимать так, что он был в седмицу Авии, а не так, что он принял служение после седмицы Авииной; ибо тогда сказал бы: после чреды Авиевой; а теперь, когда сказал: «из Авиевой чреды», представляет, что он был из чреды и седмицы Авии. — А, желая показать, что Иоанн по той и другой стороне (по отцу и по матери) законно был из рода священнического, говорит: «и жена его из рода Ааронова», ибо не позволено было брать жену из чужого колена, но из того же самого (Чис. 36, 6. 9). Елисавета, по толкованию, — значит «покой Божий», а Захария — «память Господня».

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Каждое слово Божие для нас драгоценно. Евангелист Матфей по­вествует нам об одном эпизоде. Подошли к Петру сборщики податей, собиратели дидрахм (это мелкая монета) и говорят: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир (две дидрахмы,); возьми его и отдай им за Меня и за себя». Петр так сделал, и действительно в этой рыбе оказалась монета. Вот такое чудо.

Недавно я в газете прочел о таком же чуде. Супруги поехали отмечать золотую свадьбу в то место, где проводили свой первый брачный месяц. Пришли к морю и вдруг видят: к берегу прибило кольцо. Это оказалось то самое кольцо, которое он пятьдесят лет назад ей подарил, а она потеряла. Господь им сотворил такое чудо, их так порадовал за то, что они сохранили свою любовь. Для Бога все возможно, и для Него не было никакого труда заплатить монету сборщикам подати, хотя, конечно, Он платить был не должен, потому что Он Сам Царь Неба и земли, и это цари земные должны платить Ему дань. Но Господь по Своему человечеству это все исполнил и сказал такие премудрые слова: «чтобы не соблазнить».
Что такое соблазн, в каком значении это слово здесь употреблено? У многих людей в результате их жизни, воспитания, всего комплекса их раз­вития сложился определенный круг представлений о том, что должно делать и чего нельзя. И если кто-то выходит за пределы этих представлений, то люди соблазняются, их это начинает раздражать и возмущать.

И Господь оставил в священном повествовании этот вроде бы мало­значительный эпизод, потому что он для нас очень важен. Часто мы посту­паем исходя из нашего собственного понимания правоты, настаивая на своем, пытаясь что-то устроить, доказать. И от этого бывает соблазн, то есть вся наша правота приносит не добро, а зло. А если бы мы со своей правотой посидели молча, то, может быть, все устроилось к большему благополу­чию. Поэтому сегодняшний эпизод евангельской истории учит нас всегда поступать разумно: не по своей правоте, даже если мы в ней убеждены на сто процентов, а исходя из целесообразности.

Вот пришел к тебе какой-то заблуждающийся человек, причем за­блуждающийся очень крепко, и очевидно, что переубедить его совершенно невозможно, поэтому приводить какие-то доводы бессмысленно. Что в та­ком случае делать? Надо обязательно подумать на несколько шагов вперед: чего ты хочешь для этого человека? Ты ведь не желаешь, чтобы он раздра­жался, злился, чтобы между вами произошли спор и обида. Надо снизойти к немощи этого человека, надо постараться увидеть нечто такое, что его в этом заблуждении привлекает. И тогда, может быть, ты сможешь ему помочь. В противном случае уклонись от беседы, потому что это беспо­лезно, — тогда вы, по крайней мере, расстанетесь мирно. Господь поступал так всегда, потому что Он искал не какой-то Своей правоты. Он не хотел никого ошеломить Своей правотой, никого не хотел заставить Себе покло­няться.

У многих из нас есть близкие люди, которые не знают слова Божия. Но мы, вместо того чтобы их привести к Богу, к Евангелию, часто бываем для них соблазном. Мы спорим, убеждаем, доказываем, придумываем какие-то аргументы и в результате оказываемся для них только препятствием. Вместо того чтобы являть пример кротости, снисхождения, любви, взаим­ного терпения, мы раздражаемся, мы кричим: «Ну как ты не понимаешь такую простую вещь?!»

Раз мы объявляем себя верующими, мы должны стараться жить так, чтобы ни для кого не быть соблазном, чтобы, вспоминая нас, никто не мог сказать: ну да, однажды я с верующим сталкивался, не приведи Господь. Даже в такой с точки зрения логики совершенно безумной ситуации: у Бога, от слова Которого зависит все в этой вселенной, требуют мелкую монету, чтобы Он заплатил подушный налог! Но раз человек обратился к Нему, то, хотя это просьба безумная, Господь все-таки нашел в Себе столько смире­ния, что исполнил ее. Потому что Он хотел, чтобы не было соблазна, чтобы этот человек потом не сказал: а, знаю, это тот Иисус, Который ходит по Га­лилее со Своими грязными учениками и с толпами прокаженных, Который говорит неизвестно что и Который не платит налоги.

Господь однажды сказал: «Надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Поэтому если ты чувствуешь, что нет в тебе душевных сил в мире, спокойно, с любовью общаться с каким-то человеком, удались, замолчи, уйди, закрой лицо руками, встань в угол, исчезни — только не препятствуй слову Божию входить в него.

36, желтый 2

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: