Духовное чтение на 07 октября 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта
“Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Преподобный Коприй Палестинский;
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (глава 11, стихи 31-32; глава 12, стихи 1-9);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 5, стихи 1-11);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 57

Преподобный Коприй Палестинский

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о святом подвижнике, в честь которого вряд ли кто-нибудь захотел назвать своего ребенка. Итак, преподобный Коприй новорожденным младенцем был найден иноками обители преподобного Феодосия в Палестине. Он лежал на куче того, что по-гречески называется ко́приа, в житии переводчики смягчили значение этого слова и перевели как «перегной», но если бы мы переводили сегодня, то мягким значением было бы «помёт». В общем, нам понятно в куче чего оставила мать своего младенца, спасаясь от преследования во время набега тюрков. Она просто выбросила свое дитя. Иноки подобрали младенца, назвали  его Ко́прием, выкормили козьим молоком и воспитали в своем монастыре. Впоследствии святой Коприй принял иноческий постриг и провел в родной обители всю свою жизнь. Достигнув высоты добродетелей и дара чудотворений, преподобный Коприй мирно скончался в возрасте 90 лет.

Если говорить сегодня о поступке матери преподобного, то слов, правду сказать, находится мало. Оправдания ей нет: понять мать, выбрасывающую своего живого младенца, невозможно. Это совсем не тот случай, о котором мы читаем в истории Моисея, когда женщина «родила сына и скрывала его три месяца от преследователей, но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет». А далее, мы знаем, что и кормилицей Моисея стала сама его мать. О матери же святого Коприя говорить более не хочется и не будем.

Интересен в этой истории подход подвижников, нашедших младенца. Они не стали давать ему имя вроде «спасенный Богом» или «найденный», а назвали его так, как мы бы точно не назвали в наши дни, мягко говоря, «навозник». И вот именно на этот момент хотелось бы обратить внимание тех людей, кто предает какое-то особенное, почти магическое значение именам. Думаю, не нужно быть чрезвычайно одаренным, чтобы предсказать судьбу человека с подобным именем, если бы значение имени оказывало реальное влияние на жизнь человека. Но мы можем с уверенностью сказать, что это имя ничего дурного святому подвижнику не принесло, скорее наоборот, помогло ему сыскать особое смирение перед своими братьями.

Проблема суеверного отношения к имени очень стара. Стремление придать имени какой-то особенный, сакральный смысл встречается и на страницах Ветхого Завета. Вот мы читаем во 2-й главе книги Бытия: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. Сейчас для нас этот стих не звучит так величественно, как это было изначально. Для людей дохристианской древности имя выражало суть предмета. Для язычников было принципиальным правильно знать и произносить имена своих богов, чтобы управлять ими. То есть Адаму дана высшая власть, самому обозначать суть новоявленных животных, а значит иметь власть над ними. Но и далее в Библии мы читаем, как Господь Сам разрушает эти суеверные представления. Снова вернемся к истории с Моисеем. Когда Моисей у купины спрашивает Бога о Его имени: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам». Моисей намекает Богу, что братья его спросят: «Какое нам дело до твоего Бога, раз ты не знаешь его имени и не можешь управлять им?» А Господь ему говорит: «Я — Сущий». В греческом и еврейском тексте стоит слово, которое не перевести на русский одним словом. Можно перевести так: «Я Таков, Каким Я и буду». То есть Господь указывает Моисею на то, что знание какого-то сакрального имени не даст власти над Ним. Не Моисей будет управлять Богом, а Бог будет управлять народом Израильским и выведет его из рабства фараона.

На основании этого места Ветхого Завета написано огромное число книг по библеистике, и кто захочет, сможет об этом прочитать. Мы не успели поговорить о нелепой истории образования искусственного имени Иегова́, что закралось в русский текст Библии и еще много о чем. Но об этом в другой раз.

Преподобне отче Коприе, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Второе послание к Коринфянам (глава 11, стихи 31-32; глава 12, стихи 1-9)

ратия!> Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный вовеки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. 12. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 5, стихи 1-11)

… Когда … Он <Иисус> стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Каждый человек к жиз­ни по-своему приспо­сабливается, и поэто­му слово Божие звучит для него втуне: слова-то сказа­ны, но, по замечательной русской поговорке, как об стену горох. Горох кинешь в стену — он отскочил, ни гороху большого вреда нет, ни тем более стене. Вот так же и слово Божие. Пришел в мир Бог, принял на Себя человеческую плоть, про­жил очень трудную, пол­ную страданий жизнь, которая закончилась ужасаю­щей смертью. И все это Он предпринял для того, что­бы Своим страданием разбудить в человеке нечто жи­вое. Но распятый на кре­сте Христос для большин­ства людей, даже ходящих в церковь, есть, к сожале­нию, некая абстракция, которая глубоко, во всяком слу­чае, душу не затрагивает. Потому что, если бы это действи­тельно затрагивало душу, то в человеке изменилось бы все: он бы и в храм иначе совершенно ходил, я уж не говорю, что вел бы себя иначе и в храме, и под тем небом, которое было свидетелем этой ужасающей драмы: приходит Бог, чтобы спасти людей, а они Его за это убивают, да еще так люто убивают.

37, красный

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: