Маленькие притчи. Том-15. Страница 12-яБЛАГОРАЗУМНАЯ ТРАПЕЗА
Рассказ-притча монаха Варнавы (Санина) 

Обедала обычная крестьянская[1] семья.
Неважно, когда именно.
Потому что так было на Святой Руси и в XII, и в XV, XVI и так далее, вплоть до первой трети XX века, столетиях.
Разве что с незначительными изменениями, касавшимися лишь посуды да того, что было из еды на столах в разные годы голода или достатка.
Обед, разумеется, называли, точно монахи в монастырях, куда они иногда ходили паломниками, – трапезой.[2]
День был воскресный.
И, после утренней службы, все места за большим столом были заняты.
Зима – это не то, что хлопотные весна или осень, не говоря уж о жарком времени летней страды!
Все были в сборе.
За окном – снег, ветер – вьюга.
А в избе тепло.
Лампадка в красном углу пред святыми иконами теплится.
Хорошо!
Тихо…
Помолились, благословясь у Господа Бога – и есть.
Никаких посторонних разговоров!
Кто-то продолжает молча молиться про себя.
Кто-то вспоминает то, что особенно поразило его сегодня на Божественной Литургии и в проповеди священника.
Кто-то не забывает, что на него сейчас глядит Сам Христос…
Как после такого: на трапезе, которая, как говорит батюшка – есть продолжение церковной службы, разговаривать или смеяться?
Грех!
Все чинно, торжественно, по-старинке.
Вместо привычных ныне тарелок – круглые, выдолбленные еще прадедом прямо в дубовой столешнице, углубления.
Или просто общий котел.
Первым в него с самым солидным видом опускает свою деревянную ложку самый старший.
Затем следующий по значимости в доме.
Следующий…
Следующий…
Ну, а если, кто из детворы, не утерпев, сунется вдруг без очереди тому – ложкой по лбу.
Звонко.
До слез…
Чтоб помнил и уважал порядок!
Не тобой установлено, не тебе отменять!
Поэтому и не обидно.
Тем более, что боль быстро пройдет.
А в такой день – ведь каждое воскресенье это Малая Пасха! – впереди ждал пирог и печатный пряник к чаю.
Вон как пузатый самовар, закипяченный на сосновых шишках, уже пыхтит!
После еды – вновь будут молитвы.
Теперь уже благодарственные Богу, за то что Он (ну, а кто же еще?!) насытил земных благ.
И с прошением не лишить и Небесного Царствия.
Спасти всех…
Обедает православная семья.
Да и вообще живет, как достославные предки.
И так – год за годом…
Поколение за поколением…
Чтобы и потом им всем вместе быть на Вечной Трапезе – у Самого Бога!

ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ

Все меньше над полями журавлей.
Что журавлей?.. И птиц почти не стало!
А впрочем, и самих уже полей,
Таких, что были прежде, нынче мало.

Земля теперь скупа, как никогда.
Мы вкус и запах хлеба позабыли.
И даже родниковая вода
Совсем не та, что наши предки пили!

А грех людской все множится вокруг,
Пожаром нивы так уничтожая,
Что не далек тот день, когда нам вдруг
Земля не даст однажды урожая.

И за грехи тяжелые отцов
Питаться будут дети, раня руки,
Тогда плодами терний и волчцов.
О, Боже! Это дети так — а внуки?..

____________________________

[1] Разумеется, от слова «христианская».

[2] Не случайно великий русский писатель и глубоко верующий человек, сам жаждавший быть монахом, Николай Васильевич Гоголь в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями» писал: «Монастырь наш – Россия».

Маленькие притчи. Том-15. Страница 12-я

Маленькие притчи. Том-15. Страница 4-я

Рубрика монаха Варнавы (Санина) >>

Маленькие притчи. Том-15. Страница 12-я