Духовное чтение на 16 октября 2018 года


Духовное чтение на 16 октября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 16 октября  2018 года.

• Жития святых – Священномученик Дионисий Ареопагит;
• Чтение Апостола – Послание к Колоссянам (глава1, стихи 1-11);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 37-45);
• Толкование Евангелия – Лопухин А.П.;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Священномученик Дионисий Ареопагит

Дорогие братья и сестры, сегодня вспоминаются священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий, которые были убиты в Галлийской Лютеции (а ныне это город Париж) в 96 году во время гонения при императоре Домициане. Особенно нас интересует святой Дионисий. Современные церковные ученые много спорят о том, был ли это один святой Дионисий или его житие объединило несколько святых Дионисиев разных веков. Также и труды под названием «Ареопагитики» ученые уже не относят к его авторству, хотя их богословский авторитет остается непререкаемым. Те, кто захотят разобраться в том, как формировалось житие святого Дионисия и когда возникли труды, которые ему ныне приписываются, могут прочитать очень пространную статью, посвященную святому Дионисию Ареопагиту, в «Православной Энциклопедии». Мы же познакомимся с традиционным житием, в котором, несомненно, большая часть сведений совершенно достоверна.

Святой Дионисий жил в городе Афинах. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. В Афинах его избрали членом ареопага (или верховного суда). Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге, о чем мы читаем в Книге деяний святых апостолов, Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. Предание говорит о том, что в 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Есть версия, что после кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию. Наутро мученики были обезглавлены.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения, приписываемые  святому Дионисию Ареопагиту. До нашего времени из них сохранилось четыре книги: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия, согласно этому труду, состоит из девяти ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы.

Цель богоучрежденной ангельской иерархии – восхождение к богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга «О церковной иерархии» является продолжением книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на богоучрежденном священноначалии. В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет богопознания, нет обожения.

Книга «О Божественных именах» излагает пути богопознания чрез лествицу Божественных имен. А книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном богопознании. Чтобы познать Бога, нужно к Нему приблизиться, достичь состояния богообщения и обожения. Молитвой мы приближаем к себе благодать Непостижимого Бога, потому что чистая сердечная молитва нас самих приближает к Богу.

Творения, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, или, как их называют, «Ареопагитики» имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви. Они были известны очень многим святителям и богословам. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником. Большой интерес к «Ареопагитикам» в православии проявился в связи с паламитcкими спорами как среди последователей святителя Григория Паламы, так и в лагере его противников. В целом святой Григорий цитировал «Ареопагитики» значительно чаще всех других святых отцов.

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. А первый славянский перевод самих «Ареопагитиков» был сделан на Афоне около 1371 года монахом Исаией.

Священномучениче Дионисие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Колоссянам (глава1, стихи 1-11)

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат — находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, который и известил нас о вашей любви в духе. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Луки (глава 6, стихи 37-45)

казал Господь:> Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Духовное чтение на 16 октября 2018 года

Лопухин А.П.

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете

«Не осуждайте» – выражение более сильное, чем «не судите». Осуждать – значит не ограничиваться мелкими оскорбительными для другого замечаниями, произносимыми, может быть, про себя, не вслух, а произносить в слух других уничтожающее ближнего суждение, как что-то окончательное, как бы некий приговор.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Сколько мы еще проживем? Десять-пятнадцать лет. Кто помоложе — тридцать лет, может, сорок Бог даст. И что потом? Тело черви съедят или в крематории сожгут. А душа? А некоторые даже не знают, где у них душа. Спрашиваешь: «Где у тебя душа?» — «Не знаю». То есть полное забвение всего. Вот поэтому Господь и предупреждает, что, если не покаемся, все так и погибнем, все погибнем страшной смертью. Зачем нам это нужно, спрашивается? Вроде так, логически рассуждая, никому не нужно, никто не хочет себе зла. Но настолько дьявол всех закрутил, что человек не может никак остановиться.

Многие покойнички, которых мы отпева­ем, прямо в ад идут сплошным косяком, и там для них начинаются жуткие муки. Поэтому они снятся своим родственникам, чтобы за них как-то помолились, облегчили участь. Ужас­но это всегда: отпеваешь человека, а люди вокруг черные платочки наденут, роз, гвоз­дик наложат в гроб и стоят как пни. И ничего их не проницает, ни одно слово, ни одна молитва — все как в броню. И в голову не приходит, что пройдет месяц или годика два — и ты будешь тут же лежать. Тут же! Задумайся! Ведь неизвестно, что с нами будет завтра: от рака мы умрем, от инфаркта, от СПИДа или машина нас задавит. Но известно только одно, что душа отделится от тела, и мы с вами будем лежать в гробу мертвые. Это уж будет точно. Ни один человек на земле этих ворот не ми­нует.

Поэтому надо спешить. Не надо откладывать на завтра, потому что никакого завтра для нас может и не быть. Это же сплошь и рядом: пришел с работы, что-то нехорошо, сел на стул и умер. Почему мы думаем, что этого с нами не случится? Вот где-то там, далеко было землетрясение. Но почему мы думаем, что нас обяза­тельно это все минует, раз слово Божие говорит, что если не покаетесь, то все так погибнете? Имеется в виду не обязательно землетрясение. Нет, мы можем просто умереть внезапной смертью, и не успеем покаяться, и душа погибнет безвозвратно. Мы с вами несемся со всем человеческим потоком. Но не обязательно скатываться в пропасть, в преисподнюю вместе со всеми остальными людьми, которые ничего и знать-то не хотят. Надо остановиться и образумиться.

Духовное чтение на 16 октября 2018 года

32

Духовное чтение на 16 октября 2018 года

Духовное чтение на 16 октября 2018 года

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Дорогие братья и сестры, здесь Вы можете оставить свой комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дорогие братья и сестры, благодарим Вас за поддержку!

В понедельник мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: