Духовное чтение на 24 октября 2018 года


Духовное чтение на 24 октября 2018 годаМир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 23 октября  2018 года.

• Жития святых – Преподобный Амвросий Оптинский;
• Чтение Апостола – Послание к Колоссянам (глава 2, стихи 20-23; глава 3, стихи 1-3);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 8, стихи 1-3);
• Толкование Евангелия – Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Преподобный Амвросий Оптинский

Дорогие братья и сестры, сегодня мы снова поговорим о преподобном старце Оптинском, батюшке Амвросии (Гренкове). Мы не будем подробно останавливаться на его житии, приведем лишь основные вехи его жизни, чтобы у нас осталось время прочесть несколько наставлений отца Амвросия.

Родился будущий святой 21 или 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье. Дед его был священником, отец Михаил Федорович – пономарем. Александр (так в миру звали будущего старца) был шестым из восьмерых детей.

В 1825 году двенадцатилетний Саша Гренков поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил. В 1830–36 годах обучался в Тамбовской семинарии. В последнем классе семинарии перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. 8 октября 1839 года прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре, в 1842 году, он принял постриг и был наречен Амвросием в память святителя Амвросия Медиоланского.

В 1843 году батюшка был рукоположен во иеродиакона. 7 декабря того же года на пути в Калугу простудился и тяжело захворал. 9 декабря 1845 года он был рукоположен во иеромонаха; из-за болезни почти не мог служить. Впоследствии батюшка был пострижен в великую схиму без изменения имени. Многие годы преподобный Амвроский Оптинский нес духовническое, старческое служение. Преставился святой подвижник 10 октября 1891 года в Шамординской обители.

Батюшка оставил после себя множество писем и других записей. Ныне можно найти систематизированные высказывания старца в виде «Симфонии по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского» или под названием «Алфавит духовный».

Мы почитаем сегодня «Симфонию». На букву «П» мы находим раздел «Покаяние»: «Бывает, […] что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец о. Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести». Или еще в том же разделе: «Грехи — как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».

У отца Амвросия еще много написано о покаянии, но перейдем в другой раздел – «Причастие»: «Ежели мы с верой неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердой решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас».

Вот как пишет батюшка Амвросий о скорби: «Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь по благости Своей и милосердию Своему хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы по слепоте своей более желаем, ищем счастия и благополучия временного на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями…»

О Царстве Божием: «Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним, во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3-5); что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас в жизни будущей (Рим. 8, 18), что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22)».

Ну и напоследок о любви: «Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36), и еще сказано в Евангелии: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 12, 7). […] Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и, прежде всего, требует глубокого смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства — во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам».

И еще много-много полезного для нашей духовной жизни мы можем найти в письмах и записях преподобного старца Амвросия Оптинского.

Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 52

Послание к Колоссянам (глава 2, стихи 20-23; глава 3, стихи 1-3)

ратия!> если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. 3. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Евангелие дня, 52

Святое Евангелие от Луки (глава 8, стихи 1-3)

исус> … проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним Двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
(Св. Евангелие от Луки 8:1-3)

Духовное чтение на 24 октября 2018 года

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-3 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Сойдя с неба за тем, чтобы во всем представить нам Собой образец и предначертание, Господь научает нас не лениться в обучении, но обходить по всем местам и проповедовать; ибо, что Он ни делал, делал для наставления нашего. Он проходил по всем городам и селениям и водил с Собой двенадцать учеников, которые не учили, не проповедовали, но сами от Него учились и назидались делами Его и словами Его. — Господь проповедовал не о земных благах, но о Царстве Небесном. Ибо кому иному было приличнее проповедовать о небесном, как не Приходящему с неба? Поэтому-то ни один из пророков не проповедовал о Царстве Небесном. Ибо как бы они стали проповедовать о том, чего не видали? Поэтому-то и Предтеча говорил: сущий от земли и говорит, как сущий от земли, а Приходящий с небес, что видел, о том и свидетельствует (Ин. 3, 31. 32). — За Господом следовали и жены, чтобы мы знали, что и женскому полу слабость не препятствует последовать Христу. Смотри и на то, как они, будучи богатыми, презрели, однако же все и избрали нищету ради Христа и со Христом. А что они были богаты, познай из того, что они служили Господу имением «своим» а не чужим или несправедливо приобретенным достоянием, как многие делают. — В словах: «из которой вышли семь бесов» некоторое число «семь» принимают неопределенно, вместо: «много», ибо в Писании число семь часто принимается вместо: «много». Иной, быть может, скажет: как семь есть духов добродетели, так, напротив, семь же и духов злобы, например: есть дух страха Божия, есть, с противной стороны, дух бесстрашия Божия; есть дух разумения, есть, с противной стороны, дух неразумия, и так далее. Если эти семь духов злобы не будут прогнаны от души, никто не может последовать Христу. Ибо прежде должно сатану изгнать, а потом Христа вселить.

 

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Господь однажды сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и сми­рен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Покой этот заключается в том, что нашу душу покинут все бесы, которые в ней гнездятся и являются возбудителями наших страстей. Все мы люди страстные, живем по страстям. И по проявлению каждой страсти можно определить, что за бес ее возбуж­дает: бес сластолюбия, бес обжорства, бес осуждения, бес блуда, бес среб­ролюбия и так далее. И надо нам изгнать из своей души эту рать бесовскую, чтобы не дать ей возможности поработить нас окончательно, как многих людей она поработила. Сколько мы знаем, например, людей, которые не могут бросить пить, потому что их обуял бес пьянства. Человек не может с собой совладать, какая-то могущественная сила берет за шиворот его душонку и кидает навстречу этому пойлу, которое делает его полнейшим идиотом. Он теряет друзей, жену, работу, становится совершенно безумным. Посмотри на пьяного — если человек никогда в жизни не видел пьяных, он решит, что перед ним сумасшедший, потому что его поступки совершенно ненормальны.
А почему человек добровольно ввергает себя в такое безумие, в такую жуткую грязь и теряет все? Потому что он ничего не может с собой сделать, ничего, бес им владеет. Беснование это бывает полное или частичное, время от времени. Вот обуял нас гнев — и мы начинаем кричать, ругаться, произ­носить слова, о которых потом жалеем и думаем: что же со мной произошло? Как что? Ты дал возможность бесу в тебе действовать — вот он и разорил все вокруг.
Чтобы изгнать эту силу бесовскую из нашей жизни, нужно поститься и молиться. Имеется в виду пост духовный. Он заключается в том, чтобы мы воздерживались от каждой страсти, которую в себе наблюдаем, не давали ей силы овладеть нами. Вот только гнев закипел — надо изо всех сил стараться удержаться, не дать гневу или еще какому-то желанию греховному вылиться наружу и молиться. Если молитва наша будет идти из сердца, если она будет растворена кротостью и смирением, то Господь поможет. И если мы будем так поступать всегда, то мы преодолеем в себе страсть. Пусть не сразу, лет за десять — но она будет побеждена. Страсти к гневу, к осуждению, к обжорству, к сластолюбию, к воззрениям всяким нечистым и вообще ко всему нечистому перестанут нас терзать, и тогда мы обрящем покой в нашем сердце. Наша душа станет зеркалом, отражающим Бога, она вернет себе образ Божий.

Духовное чтение на 24 октября 2018 года

32

Духовное чтение на 24 октября 2018 года

Духовное чтение на 24 октября 2018 года

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Дорогие братья и сестры, здесь Вы можете оставить свой комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дорогие братья и сестры, благодарим Вас за поддержку!

В понедельник мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: