Духовное чтение на 1 ноября 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 1 ноября 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Пророк Иоиль;
• Чтение Апостола – Послание к Фессалоникийцам (глава 2, стихи 9-14);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от от Луки (глава 9, стихи 49-56);
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Пророк Иоиль

Дорогие братья и сестры, сегодня мы обращаемся к Ветхому Завету. Совершается память святого пророка Иоиля, и имя его означает «Ягве есть Бог». Пророк был сыном Вафуила, родился и жил в Иудее в V веке до н. э. Существует множество других оценок времени его жизни, которые разнятся между собой от IX до II века до н. э.

Иоиль оставил после себя запись своих проповедей, а собственно Книгу пророка Иоиля. Современные исследователи на основании косвенных данных Книги Иоиля гипотетически определяют социальный статус пророка. По всей видимости Иоиль, чье служение проходило в Иудее, был тесно связан с богослужебной практикой в Иерусалимском храме. По объему Книги Иоиля его относят к так называемым «малым пророкам».

Книга пророка Иоиля состоит тематически из двух основных частей. Первая часть содержит пророчества, связанные с ситуацией Иудеи в современном пророку положении. Он предвещает бедствие, нашествие саранчи, которое принесет голод и нищету. Уже в этих образах проступают черты пророчеств о Дне Господнем, то есть о Страшном Суде.

Вторая же часть содержит развернутые пророчества именно о Страшном Суде. Она начинается с предсказания пророком Иоилем сошествия Святого Духа на апостолов и на всех будущих православных христиан: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего » (Иоил. 2, 29). Эти слова цитирует впоследствии святой апостол Петр в День Пятидесятницы: Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2, 16–18).

Давайте познакомимся с тем местом книги пророка, которое повествует о Страшном Суде. Господь говорит: И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь (Иоил. 2, 30–32).

Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. (Героями пророк называет ангелов) Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. (Господь обращается к ангелам) Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим(Иоил. 3, 11–18).

Дорогие братья и сестры, очень трудно читать пророчества без пояснения. И не только трудно, а часто еще и вредно. Мы обратимся сегодня к комментарию авторитетного русского православного церковного писателя, переводчика, библеиста, богослова, исследователя и толкователя Священного Писания Александра Павловича Лопухина. Он пишет: «Образ жатвы и собрания винограда — образ страшного суда. Образом жатвы дается мысль, что суд настанет в назначенное время, когда созреет жатва, и что на суде последует отделение доброго от злого, подобно тому, как после жатвы хлеба, при молотьбе и веянии, отделяются зерна от мякины. Образ точила есть образ гнева Божия, воспламеняющегося против грешников и потребляющего их, подобно тому, как в точиле давят гроздья винограда. [ … ]

Изображение пророком Иоилем в 3-й главе суда над миром и спасение избранного народа, без сомнения, не может быть понимаемо в буквальном смысле. Вся речь пророка в этой главе имеет образный характер. Так как пророчество Иоиля о суде еще не осуществилось во всей полноте, то и нельзя еще разграничить в этом пророчестве образы и идеи, которые воплощаются пророком в образе их. И вообще это разграничение образов и идей составляет наиболее трудный пункт в истолковании пророчеств. Несомненно только одно, что возвестивший возвышеннейшее обетование об излиянии Святого Духа на всякую плоть и о просвящении всех людей этим Духом, Иоиль не мог представлять суд Господа над миром как суд исключительно над язычниками, как собрание народов в небольшой долине, как борьбу с язычниками, а как благоденствие Израиля, как изобилие вина, воды и молока; все это только образы и символы, таинственного и страшного суда Господня и имеющего наступить после него вечного блаженства праведников».

Святый пророче Божий Иоиле, моли Бога о нас!

Послание к Фессалоникийцам (глава 2, стихи 9-14)

…Вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́к слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих. Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее.

Святое Евангелие от от Луки (глава 9, стихи 49-56)

одошел к Иисусу один из учеников Его и> сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Путь от первого прикосновения благода­ти Божией к сердцу человека до прихода человека в храм обычно бывает очень долог. Но даже и прийти в храм еще не значит взой­ти на Фавор и увидеть свет Господень. Это зна­чит только подойти к подошве горы, а дальше должно начаться восхождение. Оно очень трудное, очень тернистое, нужно продираться сквозь множество испытаний, искушений. На этом пути все цепляет человека и тянет назад, потому что, живя своей жизнью, он успел пристраститься ко многим вещам. И эти колючки, встречающиеся на пути, тормозят его шествие, и видение Бога затуманивается. Но если человек несмотря ни на что, ни на какие препятствия хранит в себе отблеск Бо­жественного света и начинает взывать к Богу, начинает молиться Ему, веруя, что Господь слы­шит каждое наше воздыхание и воспринима­ет каждую нашу мысль, то он получает ответ. И пусть это всего лишь вспышка, краткий миг, но этот сладостный миг общения с Богом он забыть уже никогда не может. Как чело­века ни воспитывай, как ему ни внушай, как его ни оболванивай, сколько его ни пре­вращай в животное, Господь, если захочет, может коснуться крылом Своей благо­дати сердца абсолютно любого и из любой жизни — самой ужасной, самой пьяной, самой блудной, вороватой — вызвать его к свету и показать ему путь. Этот путь мо­литвы, путь восхождения на гору человек должен проделать сам.
С восхождением на любую гору кругозор человека увеличивается, и чем дальше он идет в эту духовную гору, тем больше становится его кругозор, тем больше его опытность. И вместе с тем все тоньше и сложнее искушения и испытания, которые ждут его на пути. Но если человек верит свету, который он увидел, он понимает, что кроме этого света в жизни мало важного, потому что воистину никакое сокровище в мире не стоит одного мига общения с Богом. Мы должны искать Бога в молитве, прорываться сквозь сонливость, сквозь свою косность, свою лень, рассеянность — туда, на гору, наверх, на Фавор, где нас ждет слава Божия, где нас ждет блажен­ство. Нужна глубокая сосредоточенность на молитве, на устремлении к Богу, к свету, к правде, к истине, к вечной жизни. Конечно, трудно человеку рассеянному, греховному, больному собрать себя в такую струнку, но надо. Другого пути, чтобы узреть славу Божию, нет.

Заглавие, окончание 33

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: