Духовное чтение на 3 ноября 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Священномученик Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский;
• Чтение Апостола – Второе послание к Коринфянам (глава 8, стихи 1-5);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 7, стихи 1-10);
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 56

Священномученик Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский

Дорогие братья и сестры, сегодня мы погрузимся в проблему обновленческого раскола ХХ века. Епископ Аркадий (вмиру Александр Павлович Ершов) родился 15 августа 1878 года в семье священника церкви села Рождественское Кунгурского района Пермской области. Вскоре после рождения мальчика семья Ершовых переехала в село Сабарку Суксунского района Пермской области. Здесь маленький Саша и провел свое детство. Около 1898 года он поступает в Пермскую духовную семинарию, по окончании которой принимает священный сан.

Известно, что отец Александр проходил свое пастырское служение в церкви села Шляпники Ординского района. В период Первой мировой войны он был полковым священником в действующей армии, исполняя в то же время должность корпусного благочинного.

Около 1917-18 годов священник Александр Ершов служит в селе Степанове Кунгурского района. В эти годы умирает его жена. Отец Александр остается с двумя малолетними дочерьми – Людмилой и Музой. С 1919-го или с 1920-го батюшка Александр служит настоятелем в церкви Всех святых города Кунгура.

Начались годы обновленческого раскола, в который уклонилось большинство священнослужителей Пермской епархии. И главной их виной было то, что они пытались полностью поддерживать новый безбожный режим и выступали против руководства Церковью патриархом Тихоном.  Обстановка для православия была крайне неблагоприятная.

Православный пермский епископ Стефан (Знамеровский) с 1923 по 1926 годы фактически не руководил епархией из-за негативных отношений с гражданской властью. Пермская епархия осталась без православного архиерея. Нечто подобное происходило и в соседних епархиях Урала, и хотя обновленческие приходы управлялись своими архиереями, в ведении которых оказалось большинство храмов, но верующий народ относился к ним с большим недоверием, или в большинстве просто не пошел за ними. Обновленческие храмы были полупустые. Зато те храмы, в которых служили православные священники, были всегда переполнены.

13 июля 1923 года во Всехсвятской кладбищенской церкви города Кунгура состоялось собрание духовенства и мирян. На нем было решено обратиться к патриарху Тихону с просьбой назначения в Кунгур православного епископа. В случае, если у патриарха подходящего кандидата не будет, кунгурский епархиальный совет решил иметь своего. Было предложено стать кандидатом во епископы отцу Александру Ершову. Понимая необходимость дела, он дал согласие.

На второй неделе Великого поста 1924 года делегация была принята патриархом Тихоном, который, выслушав просьбу, заявил, что у него нет кандидата. Однако, указывая на отца Александра, Святейший сказал: «Вот он и будет у вас епископом». Вскоре был совершен монашеский постриг, и отец Александр принял новое имя – Аркадий.

17 марта 1924 года сам Святейший Патриарх Тихон возглавлял хиротонию архимандрита Аркадия во епископа Кунгурского. Положение православия в Кунгуре стало укрепляться. Верующие в воскресные и праздничные дни до предела заполняли Успенский кафедральный собор, в то время как прочие храмы города, занятые обновленцами, почти пустовали.

По свидетельству очевидцев, преосвященный Аркадий был неутомимым проповедником: изъяснял слово Божие, обличал раскольников, участвовал в проводившихся в то время диспутах с атеистами. Имя епископа Аркадия было широко известно среди верующих Урала. С 28 июля 1924 года владыка – временно управляющий Екатеринбургской епархией. Благодаря его деятельности Екатеринбургский, Нижнетагильский и Шадринский округа стали опорой Святейшего Патриарха Тихона на Урале.

С 1925 года владыка Аркадий (Ершов) назначен на самостоятельную кафедру с прежним титулом – епископ Кунгурский. В это время Кунгурская епархия состояла из 1000-1200 православных приходов. Огромный авторитет епископа Аркадия вызвал соответствующую реакцию со стороны обновленческого священства. Начались интриги завистников, жалобы в Патриархию и клевета, вследствие чего епископ Аркадий 23 января 1929 года был переведен в город Омск, затем – в Чебоксары. С ноября 1931 года владыка Аркадий – епископ Свердловский и Ирбитский. Через две недели арестован и этапирован в Омск, где приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.

В апреле 1935 года, после освобождения, епископ Аркадий был возведен Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием в сан архиепископа. Но был отстранен от церковного управления, не допущен к месту своего архиерейского служения – в город Свердловск – и проживал на покое, а фактически под домашним арестом в поселке Балмошная, в пригороде города Перми, оставаясь титулованным архиереем Свердловским и Ирбитским.

29 сентября 1935 года владыка арестован и приговорен к пяти годам заключения в Сибири, 22 октября уволен на покой. 28 октября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Новосибирской области по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группе, состоявшей из епископов и священников, приговорен к высшей мере. Расстрелян 3 ноября 1937 года в Новосибирске.

Святый священномучениче Аркадие, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Второе послание к Коринфянам (глава 8, стихи 1-5)

ратия! Уведомляю вас> о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во‐первых, Господу, потом и нам по воле Божией.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Луки (глава 7, стихи 1-10)

Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то́», и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Истинная любовь к Богу проявляется в исполнении заповедей. Некоторые из них кажутся для нас тяжелыми, особенно трудно воспринимается заповедь «молитесь за обижающих вас». Мы того человека, который нас обижает, готовы растерзать, в клочья разо­рвать, ну если не буквально, потому что вид кровавого мяса может отшатнуть, то уж об­ругать, или нажаловаться, или разнести по всей земле, какой он нехороший, на это мы гото­вы. А Господь не хочет этого. И если бы мы исполняли скрупулезно Его заповедь: вот оби­дел нас человек, а мы бы за него молились, другой обидел, и опять бы за него молились, — тогда бы мы и сердца этих людей изменили, потому что Господь по нашей молитве на них бы призрел. Потому что если человек молит­ся, исполняя заповедь Божию, Господь тут как тут, Он слышит его, Он радуется, что вот человек, раб Божий в своей комнатке, утирая слезы от обиды, а все-таки встает на молитву, просит: Господи, прости его, не наказывай ради меня, пошли, Господи, доброе здоровье его деточкам, чтобы они были хорошие, добрые, здоровые, послушные, всячески его облагодетельствуй, умягчи его сердце, потому что оно оже­сточилось, и вот он мне обиду нанес.
Вот если бы каждый так молился, то и сердце обидчика умягчилось бы, и распря бы дальше не пошла, и любовь воцарилась между нами. А мы нет, как будто заповедь Божия не существует, как будто это к нам не относится. Будем дуться и ждать, пока он первый не сделает шаг к примирению, или начнем опять тягаться, рядить­ся: ты такая — сама такая. И это бесконечная история. Ну о какой тогда любви к Богу можно говорить! Это просто смешно. Если уже мать и дитя, которые друг дру­га по инстинкту должны любить, — и то она на него раздражается, орет, а он тоже на нее рукой машет. Поэтому если мы хотим действительно достичь любви Божией, а через нее святости, надо нам стараться обязательно в себе зло побеждать, не да­вать ему в нас действовать, все время с ним бороться, все время заповеди Божии ис­полнять. А чтобы их исполнять, нужно их знать, нужно все время читать Евангелие, нужно знать его наизусть.

36, желтый 2

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: