Духовное чтение на 5 декабря 2018 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 5 декабря 2018 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – 5 декабря. Мученик Прокопий, чтец;
• Чтение Апостола – Второе послание к Тимофею (глава 4, стихи 9-22);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 18, стихи 15-30);
• Толкование Евангелия — Блж. Феофилакт Болгарский;
• Проповедь пастырей – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

5 декабря. Мученик Прокопий, чтец

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы обратим свой молитвенный взор к мученику первых веков христианства – святому Прокопию. О нем нам повествует святитель Димитрий Ростовский. Родом Прокопий был из Иерусалима, строго относился к своей жизни и украшал себя многими добродетелями. Назначенный на должность чтеца церкви Кесарии Палестинской, что на восточном берегу Средиземного моря, и имея дар разумения Писаний, Прокопий изъяснял верующим слово Божие. Кроме этого, он занимался переводом Священного Писания на сирийский язык и исцелял одержимых недугом беснования, изгоняя бесов.

Однажды, путешествуя в Ски́фополь, он читал слово Божие в церквах христианских и соединял с чтением толкование. Когда о святом Прокопии услышал правитель Кесарии, то приказал схватить его как христианина. В это время, рубеж III – IV веков, было гонение на христиан императора Диоклетиана. Правитель Кесарийский потребовал от святого Прокопия, чтобы он принес жертву языческим идолам и воздал поклонение четырем царям, правившим тогда в империи (имея в виду Диоклетиана на востоке с соправителем Максимианом Галерием и Максимиана Герку́ла с соправителем Констанцием Хлором на западе империи). Но святой дерзновенно ответил на это:

– Христиане не должны почитать и поклоняться многим богам и владыкам. У нас только один Владыка, один Царь и Господь, Творец и Создатель всего.

Услышав это, правитель Кесарийский исполнился ярости на святого и приказал мечем отсечь ему голову. Так святой Прокопий окончил земное поприще и кратким путем возведен был к небу, получив мученический венец от Христа Бога.

Братья и сестры, для кого-то может остаться не совсем понятным, какую должность занимал святой мученик в Церкви. Что же означает «чтец»? По древней традиции чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности (латинский, греческий, арамейский, коптский, сирийский, армянский и др.), произносили проповеди, обучали новообращенных и детей, пели различные гимны-песнопения, занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. Именно в такой роли мы и обнаруживаем святого мученика Прокопия.

Эта церковная должность, хотя и несколько изменила свое назначение, но по-прежнему существует в Церкви. В наше время во чтеца постригает архиерей или игумен. Чаще всего чтецами становятся выпускники духовных семинарий, по традиции постриг производится над всеми студентами последнего курса обучения. На практике, то есть на приходе, чтецы ничем не отличаются от благословленных на подрясник алтарников и псаломщиков. Тем не менее хотелось бы обозначить те моменты, которые очень важны в их служении. Рабочий инструмент чтеца – это голос. К сожалению, часто у нас в храмах чтение часов и молитв до и после причастия становится неким декоративным заполнением паузы. И тем более это актуально при чтении канонов на всенощном бдении, когда во время помазания нет возможности сосредоточиться из-за непрестанного перемещения верующих по храму. Но, братья и сестры, любая существующая практика призывает нас к ее совершенствованию. А для любого чтеца (постриженного или нет) на наших приходах открывается широкий путь к совершенству.

Первое, на что должен обратить внимание чтец при работе над своим голосом, – это грамотное извлечение гласных звуков. От этого зависит громкость произношения и приятность звучания. Чтец должен потренироваться произношению гласных без напряжения связок, как это делают профессиональные певцы. И очень важно научиться правильно, своевременно распевать ударные гласные. Второе, что важно, – это произношение согласных. Без должной артикуляции голос сливается в монотонное гудение, которое хоть и красиво, но совершенно бессмысленно заполняет время богослужения. Артикуляция – это скелет нашего чтения. Какой бы ни был громогласный голос, если чтение не является понятным, нашим трудам грош цена. Итак, две составляющие: работа над гласными – это громкость и красота, согласные – это смысл и членораздельность. Но нельзя забывать и про внебогослужебную жизнь чтеца. Чтец призван к дополнительному систематическому или самостоятельному образованию, дабы быть способным правильно ответить любому вопрошающему прихожанину и разъяснить ему основы нашей православной веры и суть церковной традиции.

Святый мучениче Прокопие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 53

Второе послание к Тимофею (глава 4, стихи 9-22)

адо Тимофей!> Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент — в Галатию, Тит — в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь. Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.

Евангелие дня 53

Святое Евангелие от Луки (глава 18, стихи 15-30)

Приносили к Нему <Иисусу> и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою». Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 18-23 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: всё это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат

Человек сей, по мнению некоторых, был какой-нибудь злой хитрец и искал, как бы уловить Иисуса в словах. Но вероятнее то, что он был сребролюбец, поскольку и Христос обличил его именно таковым. Да и евангелист Марк говорит, что некто, подбежав и пав на колена, спросил Иисуса, и, взглянув на него, Иисус полюбил его (Мк. 10, 17. 21). Итак, человек сей был любостяжателен. К Иисусу приходит он с желанием узнать о вечной жизни. Быть может, и в сем случае он руководился страстью к приобретению. Ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный. Итак, он думал, что Иисус укажет ему способ, по которому он будет вечно жить, владеть имуществом и таким образом наслаждаться. Но когда Господь сказал, что средство к достижению жизни вечной есть нестяжательность, то он, как бы упрекая себя за вопрос и Иисуса за ответ, отошел. Ибо он нуждался в вечной жизни, потому что имел богатства на много лет. А когда он должен отказаться от имения и жить, по-видимому, в бедности, то что ему за нужда в вечной жизни? — Приходит он к Господу, как просто к человеку и учителю. Поэтому Господь, чтобы показать, что к Нему не должно приходить как просто к человеку, сказал: «никто не благ, как только один Бог». Ты, — говорит, — назвал Меня «благим», к чему же еще прибавил: «учитель»? Кажется, ты принимаешь Меня за одного из многих. Если же так, то Я не благ: ибо из людей собственно никто не благ; благ только один Бог. Поэтому, если хочешь называть Меня благим, называй Меня благим как Бога, а не приходи ко Мне, как просто к человеку. Если же ты считаешь Меня одним из обыкновенных людей, то не называй Меня благим. Ибо один только Бог поистине благ, есть источник благости и начало самоблагостыни. А мы люди, если и бываем добры, то не сами по себе, но по участию в Его благости, имеем доброту смешанную и способную преклоняться на зло. — «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй» и прочие. Закон запрещает прежде то, во что мы удобнее впадаем, потом уже и то, во что впадают немногие и нечасто: например, прелюбодейство, поскольку оно есть огонь с внешней и внутренней стороны, убийство, поскольку гнев есть великий зверь; а воровство менее важно, и во лжесвидетельство можно нечасто впадать. Поэтому первые преступления запрещаются прежде, так как мы легко впадаем в оные, хотя в других отношениях они и более тяжки. А сии, то есть воровство и лжесвидетельство, Закон поставляет на втором месте, так как оные совершаются не часто и менее важны. Вслед за сими преступлениями Закон поставил грех против родителей. Ибо хотя грех этот и тяжек, но не часто случается, так как не часто и не много, но редко и мало оказывается таких зверообразных людей, чтоб решились оскорблять родителей. — Когда юноша сказал, что он сохранил все это от юности, то Господь предлагает ему верх всего, нестяжательность. Смотри, Законы предписывают истинно христианский образ жизни. «Все, — говорит, — что имеешь, продай». Ибо, если что-нибудь останется, ты, значит, раб того. И «раздай» не родственникам богатым, а «нищим». По моему мнению, и слово «раздай» выражает ту мысль, что расточать имение нужно с рассуждением, а не как попало. Поскольку же при нестяжательности человек должен иметь и все прочие добродетели, постольку Господь сказал: «и следуй за Мною», то есть и во всех прочих отношениях будь Моим учеником, всегда следуй за Мной, а не так, чтобы сегодня следовать, а завтра нет. — Как любостяжательному, начальнику Господь обещал сокровище на небесах, однако ж, он не внял, ибо был рабом своих сокровищ, поэтому и опечалился, услышав, что Господь внушает ему лишение имущества, тогда как он для того и вечной жизни желал, чтоб при большом обилии богатства ему и жить вечно. Скорбь начальника показывает, что он был человек благонамеренный, а не злой хитрец. Ибо из фарисеев никто никогда не печалился, а скорее они ожесточались. Не безызвестно мне, что великий светильник вселенной Златоуст принимал, что юноша сей желал истинной вечной жизни и любил оную, но одержим был сильной страстью, сребролюбием, однако ж не неуместна и предложенная теперь мысль, что он желал вечной жизни, как человек любостяжательный.

 

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Часто правильное с точки зре­ния человеческой оказывает­ся неправильным перед Бо­гом. Даже угодники Божии быва­ют неправы. Ничего необычного в этом нет, потому что все, кроме Бога, грешны, только степень греха разная. Большинство людей, живу­щих в мире, вполне добропорядоч­ны, не опаздывают на работу, чест­но трудятся, довольствуются тем, что у них есть, не участвуют в улич­ных беспорядках, в меру пьют и со­всем не курят. Все у них вроде бы в порядке, но при этом жизнь их ни­как нельзя признать соответствую­щей евангельскому идеалу и то, что они делают, оказывается бесполез­но и вредно. В чем же тут вред? Ко­му от этого плохо? А плохо, прежде всего, самому челове­ку, потому что он не знает молитвы, воздержания, послу­шания, не знает благодати Божией, то есть он не знает са­мого главного. Лучше бы он делал в десять раз меньше, но это главное знал.

Заглавие, окончание 33

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: