ДОМ И СЕМЬЯ | О браке


«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог… жену, и привёл её к человеку… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 2:18, 22, 24; 1:28).

Так повествует Священное Писание о установлении на земле Господом брака и освящении первой семьи, – пишет протоиерей Сергий Николаев. – По сей день почти у всех народов существуют брачные торжества с ритуальными действиями, то есть брак освящается.

Отношение к браку и семье — один из основных вопросов любого мировоззрения. Так, например, христианский брак освящается Церковью и имеет силу и качество Таинства.

Сегодня, являясь невольниками общественного мнения и средств массовой информации, мы не замечаем, как постепенно искажается и утрачивается смысл многих, казалось бы, незыблемых, вечных понятий. Сильно исказилось и понятие брака и семьи. Но какую бы личную позицию ни занимал человек в вопросе брака, подспудно в нем живёт истина, что семья — это счастье, покой, любовь. Семья — остаток рая на земле, — говорили святые отцы. Но как обрести этот рай?

Отрадно, что у части молодёжи, особенно христианской, сейчас есть стремление устроить свою семейную жизнь не кое-как, а прочно опираясь на традицию, на благословение Церкви. Поэтому несколько слов о браке, как его понимает Православная Церковь, о браковенчании будут не лишними.

Для православного христианина, как учит Церковь, существуют только два состояния относительно брака. Это либо честный законный союз, освящённый Церковью в Таинстве браковенчания, либо целомудренная жизнь. Любая внебрачная связь определяется как блуд. Кое-кто пытается обвинить такой взгляд на брак в несовременности, несоответствии духу времени, а также извинить незаконные союзы общей греховностью, упадком нравов, общепринятостью. Но Православная Церковь всегда руководствовалась не духом времени, а Духом Истины. И грех остаётся грехом независимо от времени, места и отношения к нему общества. Просвещённый Святым Духом апостол Павел писал: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи… — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

Собственно целью брака является удовлетворение потребности к плотскому единению, которая вложена Богом в природу человека, а также деторождение. Брак искореняет невоздержание и распутство. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждой имей своего мужа» (1Кор. 7:2), — учит Апостол.

Взаимное влечение мужчины и женщины имеет целью не только деторождение. Брак подразумевает взаимное духовное возвышение, восстановление в человеке его первоначальной красоты — «образа и подобия Божия». Любовь, приобретаемая в браке, имеет необычную творческую силу и благодатный характер. Сам «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Эта любовь позволяет мужу видеть в своей избраннице не ту личность, что видят все, а ту, кем она назначена быть у Господа и кем она должна стать. Жена же видит в муже личность, способную и обязанную помочь ей реализовать в себе то, что назначено Богом. Такой любви сопутствует высокая нравственная обязанность мужа по отношению к жене и доверие и послушание жены в отношении к мужу. Эту любовь нельзя сравнить ни с тем чувством взаимной склонности, симпатии, влюблённости, что предшествует браку, ни, тем более, с чувством похотного раздражения, что заставляет искать и находить предмет страсти, удовлетворяемой во временном союзе.

Таинственно и непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в «одну плоть». «Тайна сия велика…» (Еф. 5:32), — говорит Апостол о браке.

Вспомните, как расправляются нахмуренные лица, с какой нежностью смотрят случайные свидетели свадьбы на молодых. В это время и самый грубый человек воздержится от грубости, смехотворец сомкнёт уста, плачущий улыбнётся. С таким же чувством мы смотрим на младенца. Но брак — это тоже рождение, новое рождение двух людей в новую «единую плоть». «До брака, — писал отец Александр Ельчанинов, — человек скользит над жизнью, наблюдает её со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в неё через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью даёт то чувство завершённой полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее».

Благословив первую чету Господь дал ей во владение всю землю. «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:28). И сейчас человек, получивший в браке новое видение мира, из зрителя превращается в хозяина, призванного хранить этот мир, не вредить ему своими поступками, по возможности улучшать. Вот почему у многих народов в языке существуют два различных слова для женатого и неженатого человека, для замужней и незамужней женщины. Юноша и мужчина, девушка и женщина — это не только возрастные или физиологические категории, это категории качества, категории зрелости ума, поступков, взглядов.

Столь очевидно изменение в душевном складе человека после брака, что часто родители шалопая-сына или строптивой дочери полагают свои надежды на исправление чад именно в браке. «Женится — переменится», — говорит пословица.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Брак — посвящение, мистерия. В нем полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте».

Благословенный брак!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Обсуждение: 5 комментариев
  1. Екатерина:

    Спасибо! А я правильно понимаю, что пресловутый штамп в паспорте признаётся Церковью? Понятно, что когда я встречу свою половинку, буду с ней венчаться, но ведь регистрация в ЗАГСе — это тоже законный брак, а не сожительство?

    Ответить
    1. Команда сайта "Семья и Вера":

      Екатерина, добрый день!
      Да, Церковь признаёт зарегистрированный в ЗАГСе брак за действительный.
      И, все же, как правильно Вы заметили, лучше сразу обвенчаться. Ведь при венчании дается особый Ангел Хранитель для семьи, который очень и очень помогает преодолевать различные разногласия и сложности в семейной жизни.
      Храни Вас Господи во здравии и благоденствии!

      Ответить
      1. Екатерина:

        Знаете, я вот что подумала: у сербов есть хороший обычай — праздновать славу. Слава — это день небесного покровителя семьи — как у каждого человека есть свой небесный покровитель и, соответственно, день именин, так и у каждой семьи есть тоже свой небесный покровитель и день именин (если можно так назвать) всей семьи. У русских такого нет, но, мне кажется, это очень хороший обычай! 🙂

        Ответить
        1. Команда сайта "Семья и Вера":

          Да, частично мы с Вами согласны. Действительно, в русских семьях не заведено отмечать годовщину создания семьи…
          Но раньше, до революции, в некоторых семьях (правда, не в крестьянских, которых было подавляющее большинство), годовщина свадьбы/венчания — отмечалась. Например, Царская семья относилась к этой дате весьма трепетно.

          Конечно, хорошо бы установить новую традицию в нашей стране, чтобы люди отмечали годовщину создания своей семьи. Но — по скромному, без пафоса. Иначе, после пышных празднетств, довольно часто приходит упадок. Нужно сходить в храм, поблагодарить Господа, подарить друг другу подарочки, признаться в добрых чувствах и испросить у Господа благословение на следующий год семейной жизни! Как-то так 🙂

          Ответить
          1. Екатерина:

            Абсолютно с Вами согласна! 🙂

            Ответить

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению с православным сайтом «Семья и Вера» >> Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: