ДОМ И СЕМЬЯ | О браке«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог… жену, и привёл её к человеку… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 2:18, 22, 24; 1:28).

Так повествует Священное Писание о установлении на земле Господом брака и освящении первой семьи, – пишет протоиерей Сергий Николаев. – По сей день почти у всех народов существуют брачные торжества с ритуальными действиями, то есть брак освящается.

Отношение к браку и семье — один из основных вопросов любого мировоззрения. Так, например, христианский брак освящается Церковью и имеет силу и качество Таинства.

Сегодня, являясь невольниками общественного мнения и средств массовой информации, мы не замечаем, как постепенно искажается и утрачивается смысл многих, казалось бы, незыблемых, вечных понятий. Сильно исказилось и понятие брака и семьи. Но какую бы личную позицию ни занимал человек в вопросе брака, подспудно в нем живёт истина, что семья — это счастье, покой, любовь. Семья — остаток рая на земле, — говорили святые отцы. Но как обрести этот рай?

Отрадно, что у части молодёжи, особенно христианской, сейчас есть стремление устроить свою семейную жизнь не кое-как, а прочно опираясь на традицию, на благословение Церкви. Поэтому несколько слов о браке, как его понимает Православная Церковь, о браковенчании будут не лишними.

Для православного христианина, как учит Церковь, существуют только два состояния относительно брака. Это либо честный законный союз, освящённый Церковью в Таинстве браковенчания, либо целомудренная жизнь. Любая внебрачная связь определяется как блуд. Кое-кто пытается обвинить такой взгляд на брак в несовременности, несоответствии духу времени, а также извинить незаконные союзы общей греховностью, упадком нравов, общепринятостью. Но Православная Церковь всегда руководствовалась не духом времени, а Духом Истины. И грех остаётся грехом независимо от времени, места и отношения к нему общества. Просвещённый Святым Духом апостол Павел писал: «Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи… — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).

Собственно целью брака является удовлетворение потребности к плотскому единению, которая вложена Богом в природу человека, а также деторождение. Брак искореняет невоздержание и распутство. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждой имей своего мужа» (1Кор. 7:2), — учит Апостол.

Взаимное влечение мужчины и женщины имеет целью не только деторождение. Брак подразумевает взаимное духовное возвышение, восстановление в человеке его первоначальной красоты — «образа и подобия Божия». Любовь, приобретаемая в браке, имеет необычную творческую силу и благодатный характер. Сам «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Эта любовь позволяет мужу видеть в своей избраннице не ту личность, что видят все, а ту, кем она назначена быть у Господа и кем она должна стать. Жена же видит в муже личность, способную и обязанную помочь ей реализовать в себе то, что назначено Богом. Такой любви сопутствует высокая нравственная обязанность мужа по отношению к жене и доверие и послушание жены в отношении к мужу. Эту любовь нельзя сравнить ни с тем чувством взаимной склонности, симпатии, влюблённости, что предшествует браку, ни, тем более, с чувством похотного раздражения, что заставляет искать и находить предмет страсти, удовлетворяемой во временном союзе.

Таинственно и непостижимо происходит в браке соединение двух личностей в «одну плоть». «Тайна сия велика…» (Еф. 5:32), — говорит Апостол о браке.

Вспомните, как расправляются нахмуренные лица, с какой нежностью смотрят случайные свидетели свадьбы на молодых. В это время и самый грубый человек воздержится от грубости, смехотворец сомкнёт уста, плачущий улыбнётся. С таким же чувством мы смотрим на младенца. Но брак — это тоже рождение, новое рождение двух людей в новую «единую плоть». «До брака, — писал отец Александр Ельчанинов, — человек скользит над жизнью, наблюдает её со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в неё через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью даёт то чувство завершённой полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее».

Благословив первую чету Господь дал ей во владение всю землю. «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:28). И сейчас человек, получивший в браке новое видение мира, из зрителя превращается в хозяина, призванного хранить этот мир, не вредить ему своими поступками, по возможности улучшать. Вот почему у многих народов в языке существуют два различных слова для женатого и неженатого человека, для замужней и незамужней женщины. Юноша и мужчина, девушка и женщина — это не только возрастные или физиологические категории, это категории качества, категории зрелости ума, поступков, взглядов.

Столь очевидно изменение в душевном складе человека после брака, что часто родители шалопая-сына или строптивой дочери полагают свои надежды на исправление чад именно в браке. «Женится — переменится», — говорит пословица.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Брак — посвящение, мистерия. В нем полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте».

ДОМ И СЕМЬЯ | О браке

Благословенный брак!

ДОМ И СЕМЬЯ | О браке

ДОМ И СЕМЬЯ | О браке