ДОМ И СЕМЬЯ | О венчанииЦерковь создание семьи освящает в Таинстве браковенчания, одном из семи Таинств Православной Церкви, – пишет протоиерей Сергий Николаев. – Так высоко почитается ею брак. Сам Господь Иисус Христос Своё служение человечеству начал чудом на брачном пире в Кане Галилейской.

Кто имел возможность несколько раз наблюдать венчание, мог заметить, как меняется настроение новобрачных во время Таинства. Такие разные в начале священнодействия — собранные и суетные, серьёзные и легкомысленные, молящиеся и просто ожидающие — молодые как бы постепенно «дозревают». Церковные и малоцерковные, они одинаково переживают торжественность и неповторимость происходящего с ними. И в то время, когда новобрачные стоят перед аналоем с зажжёнными свечами в руках, — это уже совсем другие люди. Сквозь человеческий характер в них проглянул образ Божий, то, что объединяет всех людей.

Это преображение всегда отрадно сердцу священника, потому что ещё раз даёт увидеть воочию не всегда видимое величие человека.

В Таинстве браковенчания Церковь своими священнодействиями и молитвословиями низводит на брачующихся благодать. Благодать эта и возжигает ту любовь, о которой святитель Иоанн Златоуст сказал: «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает».

Слова «любовь», «любить» употребляются во множестве значений. «Люблю грозу в начале мая…», «Какой же русский не любит быстрой езды…», «Я вас любил…», «Любите ли вы сыр?» Все это ближе к симпатии, расположению, очарованию, приятным ощущениям. Любовь же — дар Божий. «Потому что любовь от Бога», — говорит апостол Иоанн Богослов. Как и любой дар, этот дар Божий можно принять, а можно и отвергнуть, можно хранить, а можно и потерять.

Иногда мне случается слышать недоуменные вопросы о распадении венчанных браков. Но венчание — не сертификат на любовь, на счастливую и безоблачную семейную жизнь. Так же, как Крещение — не пропуск в Царствие Небесное. Но подобно тому как «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), так и земной рай — семья — даётся только беспрерывным усилием, ежедневным трудом.

В словах апостола Павла, читаемых на браковенчании, заключено все, что можно порекомендовать брачующимся для принятия и сохранения этого дара Божия, дара любви. Слова эти хорошо бы знать и помнить всем семейным людям. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены мужьям во всем» (Еф. 5:22-24).

Единая плоть, в которую соединяются супруги, должна, естественно, иметь одну голову. Разумно, если эта глава — муж. Мужчина сотворён ранее женщины, сотворён как самостоятельное лицо, женщина же сотворена как помощница ему; «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18), — читаем в Священном Писании. Женщина никак не ниже мужчины достоинством, но она иная. Впервые проявив самостоятельность, послушав обольстителя змия, первая женщина совершила и первый грех. Ева нарушила Господню заповедь не есть «плодов дерева, которое среди рая» (Быт. 3:3). Мало того, она склонила к греху и мужа: «Взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Тем она навлекла проклятие на землю. За этот проступок Господь наказал ей, а в её лице и всем женщинам, вечное послушание мужу. На этом послушании жены и зиждется домашний мир.

Послушание вовсе не означает бесправие. Жена — это первый помощник мужа, участник семейного совета. Иногда в семьях, где жена верующая, а муж неверующий или хладный к вере, женщина думает, что её неповиновение и строптивость оправданы. Нет. Ей-то надо как раз более следить за собой. Апостол Пётр писал, что те мужья, которые не покоряются слову Христову, могут быть приобретены для Церкви, то есть приведены в христианство «житием жён своих», «когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет. 3:1-2). Именно к повиновению мужу призывает Апостол.

Но что же говорится мужу во время браковенчания? «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь (общество верующих) и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5:28-29).

Обязанность мужа — любить свою жену. И не только любить, но и заботиться о ней, «питать и греть», а кроме того, муж отвечает за жену перед Господом, потому что, вступая в брак, он обязуется заботиться и о её душе, чтобы представить её Господу «не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Конечно же, такую обязанность можно выполнить только при полном доверии и послушании жены. И не нужно размышлять: достоин ли муж послушания, достойна ли жена любви. Сказаны эти слова всем мужьям и жёнам, хорошим и плохим, всем без исключения. Это единственный рецепт счастливого супружества.

Вспомним традиционное пожелание новобрачным: «Совет да любовь». Это состояние согласия и любви возможно только в браке. Оно вполне сравнимо с тем состоянием, в котором пребывает Бог. Совет и любовь — это то, что соединяет три Лица Пресвятой Троицы в единое целое. Потому только в благословлённом Церковью венчанном браке возможно осуществление в жизни этой формулы: совет да любовь. Конечно же, не без нашего участия. Если от нас будет исходить совет, то есть единогласие, уступчивость, мир, — то от Господа — любовь.

Во время венчания на брачующихся возлагают венцы. Это и символ славы честного супружеского союза, и символ мученичества. Да, брак — это и добровольное мученичество. Апостол Павел честно предупреждает желающих вступить в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:28).

Что же это за «скорби по плоти»? Любая обязанность, как бы приятна она ни была, неизбежно когда-нибудь расходится с нашими желаниями. Происходит это от нашего несовершенства. Любимое дитя может раздражать усталого отца. Непонятливость жены может угнетать мужа. Временное невнимание мужа печалит жену и так далее. Люди несовершенны. А терпеть надо. Это обязанность. Нарушить её — клятвопреступление. Это и есть «скорби по плоти». Жене хочется к подруге, а муж — глава семьи — против, приходится уступить. Мужу хотелось бы купить мотоцикл, а тут надо террасу пристраивать: семья-то растёт. Это тоже «скорби по плоти».

Указывая на обязанность мужа любить свою жену, апостол Павел вспоминает о любви Спасителя к Церкви (обществу верующих) и говорит о жертвенности этой любви. И супругам многим приходится жертвовать ради друг друга, ради совета, мира и любви. Но так постепенно мученический венец становится венцом славы. В прежние времена в христианской Церкви новобрачные после венчания ещё семь дней носили венцы, и лишь на восьмой день священник торжественно снимал их. Эти венцы показывали всем, что благодать, данная при венчании, пребывает с брачующимися и своей помощью делает их подвиг супружества как бы уже свершившимся и увенчанным славой.

Как при Крещении человеку даётся Ангел Хранитель, так и при венчании семье даётся Ангел Хранитель семьи, который будет помогать сохранять мир и любовь в семье.

ДОМ И СЕМЬЯ | О венчании

Что нам даст венчание?

ДОМ И СЕМЬЯ | О венчании

ДОМ И СЕМЬЯ | О венчании