ДОМ И СЕМЬЯ | Задолго до свадьбыС каких лет девочки представляют себя невестами, а мальчики задумываются над словом «жених»? Не серьёзно, а как бы вскользь, играя. Лет в семь, восемь, десять? Но случается это со всеми, – пишет протоиерей Сергий Николаев. – А вскоре и близкие, увидев племянника или соседку, скажут: «Гляди, подрос-то как, прямо жених!», «Совсем невеста». Полыхнут жаром щеки, опустит ресницы девочка, а отрок и вовсе уйдёт с глаз. Стыдно. Но пройдут два-три года, и уж не конфузятся от этих слов молодец и девица, а, напротив, ещё расправят плечи да головой тряхнут — выросли.

Заканчивается детство-отрочество, где вся жизнь игра да забава, родительская любовь да строгая опека. Приближаются совершенные годы — время самому совершать жизненный путь. Юность — самая яркая, самая замечательная, но и самая ответственная и опасная пора. Кажется, и рядом она, самостоятельность, но как дойти до неё, не упав, не покалечив тела, не повредив душе? Эту недолгую дорожку между родительским домом и своей семьёй, своим домом можно назвать наиболее трудным отрезком жизненного пути.

Это время первых важных решений и выборов. И самый главный из них — выбор спутника, выбор супруга. Для православного человека, для молодых людей из семей с традиционным укладом жизни такой выбор совершается один раз, и потому ответственность за него ни с чем не сравнима. Можно сменить институт или техникум, профессию, поменять работу, дом и даже страну, в которой живёшь, но супруг выбирается окончательно и навсегда.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6), — говорит Спаситель на вопрос о расторжимости брака.

Жена — не рукавица; с белой ручки не стряхнёшь да за пояс не заткнёшь.

На установку единственности брака никак не может влиять увеличивающееся количество разводов, неполноценных семей, семейных трагедий. Этот печальный опыт должен скорее призвать как юных, так и их родителей более трезво и ответственно взглянуть на создание нового союза. Этот печальный опыт понуждает и семейных, и только надеющихся вступить в брак чаще прибегать к помощи Того, Кто единственный в силах помочь нам создать счастливую семью и сохранить её: Господь Вседержитель — единая Причина гармонии вселенной, единая Причина мирового порядка, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:33).

Самая большая трудность в создании супружеского союза та, что юные и, конечно, неопытные дети не совсем доверяют своим имеющим опыт супружеской жизни родителям или духовным наставникам. «Если бы молодость знала, если бы старость могла», — говорит пословица. Но не хочет молодость слушать советов, кажется ей, что её сердечко и затуманенная любовным туманом головка — лучший и мудрейший советник в мире. Повернёт голову сын-молодец на отцовские слова, поднимет бровь: «А почему это?» Да и сделает по-своему. Улыбнётся дочь на материнский вопрос, скажет ласково, отведя глаза: «Все в порядке, мама». И оставит матери её догадки да тревоги.

Эх, кабы вместе-то решать этот вопрос о суженом! Но для того и готовиться надо было загодя.

В прежнее время забота о будущей свадьбе не настигала родителей внезапно. Почти с рождения собирали для девочки имение-приданое, прикидывали заботы женитьбы сына. В богатых домах высших сословий записывали за детьми различные блага: деревеньки, дома, откладывали деньги. В крестьянской семье девушке готовили укладку-сундук: шубы, одеяла, платья, рушники. Парню копили на свадьбу. Не зарекаясь от раздела, старались заготовить лишние сани, прикупить лесу, инструмент. Уже младенчик имел свою собственность: принято было дарить «на зубок», а позже к именинам «денежку» на будущее хозяйство. Таким образом, ребёнок с самого детства, встречаясь с предметами и разговорами, касающимися его будущего брака, задумывался о самостоятельной семейной жизни.

Свадебные торжества были самым ярким событием в череде семейных праздников. Они выделялись своими длительными и устоявшимися обрядами, совершенно особыми и пышными платьями. Подарками. Песнями. Продолжались не один день. Гостей на свадьбах бывало помногу. Это тоже имело своё воспитательное значение. Старшая сестра или тётя, соседка в свадебном наряде, «как царевна», становилась центром внимания всей семьи, всей улицы, прихода. Девочка глядела, примеряя мысленно к себе такую необычную заботу и любовь близких и, конечно же, богатое платье. Мальчик смотрел на старшего родственника или братова приятеля и тоже размышлял о небывалом почёте, которым окружают жениха. Надеялся когда-то испытать то же. В разговорах дети долго обсуждали свадебные подарки, перечень которых по обычной случайности становился достоянием родных и соседей.

Эти подарки также пленяли детское воображение. «Почему, за что ему такое уважение и дары? Что он такое сделал, чем заслужил?» — думало дитя. Спрашивали мать, отца. «Будешь трудолюбивой и скромной, и тебя возьмут замуж. Сошьём тебе красивое платье». «Будь хорошим помощником отцу, не лодырничай, не озоруй — хорошую девушку за тебя отдадут», — отвечала, наверное, мать. От подарков и сапог внимание ребёнка переключалось на добродетели. Добродетель получала реальную награду — право быть завидной невестой, завидным женихом. Грех так же имел видимое и ощутимое наказание. «Кто тебя возьмёт, неумеху?!», «Кого за тебя отдадут, непутёвый?!»

Когда-то внимание наших соотечественников не было так рассеянно. Волнение за здоровье римского папы или небывалый паводок в Бразилии не беспокоили сердец. Зато более душевных сил оставалось на свои, семейные дела и заботы. К будущему браку сына или дочери подготавливались нешуточно. Нравственность, трудолюбие, религиозность, хозяйственные навыки, опрятность, здоровье, послушание родителям, забавы возможных кандидатов в родню не ускользали от внимания окружающих. Все впечатления и сведения укладывались в памяти до времени, чтобы потом сделать единственно правильный выбор для счастливой судьбы дочери или сына. Своему «товару» также старались придать вид, дабы потом не было укоров от родственников. «Мать по пяти раз заставляла перестирывать. По углам платком проводила, проверяла, чисто ли. Говорила: «Как замуж пойдёшь, на мне грех будет, что неряху вырастила». У ворот тоже не задержишься, обязательно из дому крикнут, что нечего, мол, улицу высматривать», — рассказывала одна женщина о своём воспитании.

И мальчики, и девочки помнили, что «хорошая слава лежит, а худая бежит», и старались не дать повода для худой славы, ведь расплатой за шалость в будущем мог стать позорный отказ при сватовстве, а то и одиночество.

То, что мысли подростка часто обращались к будущему браку, не означает, что у него развивалась плотская мечтательность. В этих думах не было ничего похотного. Свадьба притягивала воображение юных тем, что высвечивала, открывала для окружающих настоящее достоинство человека. Это не всякий мог осознать, но каждый чувствовал.

«Господи, Боже наш!., что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его» (Пс. 8:2, 5-7), — говорит Псалмопевец об удивительном достоинстве человека, о том достоинстве, что дал человеку Господь, поставив его царём и владыкою окружающего мира.

Во время браковенчания перед стоящими в царских венцах молодыми трижды произносит священник эти слова: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)». В этот момент не только жених и невеста, но и их друзья и подруги, оказавшиеся рядом, все, кто задумывался о будущем супружестве, переживают обязательную для себя необходимость соответствия такой славе, этому образу царя и царицы, венцам, возлежащим на главах. Здесь понятие чести реально и ощущается воочию. Для молодых венчание — Таинство, для окружающих — проповедь.

Уже не вышитый рушник, умение месить пироги или вырезать кудрявый наличник, а близость образу Божию занимают воображение. Чистота и целомудрие мыслятся как единственное достойное свадебных венцов украшение. И согласно с тем звучат родительские наставления о девичьей чести, о славе молодца. Не для себя, не ради славы у соседей и даже не ради суженого нужна эта чистота, а ради Господа, ради правды.

Согласие церковного и родительского воспитания и заботы о своих чадах имело результатом то, что почти сто процентов девушек и подавляющее большинство юношей сохраняли чистоту тела до венца.

«Ошибочно мнение, что необходимость целомудрия распространялась лишь на женскую половину. Парень, до свадьбы имевший физическую близость с женщиной, тоже считался испорченным, ему вредила подмоченная репутация… Даже парень из хорошей семьи, но с клеймом греха, терял звание «славутника», и гордые девицы брезговали таким» (В. Белов, «Лад»).

Такому парню уже не могли доверить честь нести хоругвь или икону во время крестного хода или на церковные торжества.

Не сохранившая себя девушка просто не имела права на брак. Все, наверное, знают о мазании ворот дёгтем и т. п.

Кто-то скажет: нынче все иное,
Кто-то скажет: это в старину…

И приведёт примеры распущенности нравов нынешнего дня. Конечно, нравственность в нашем обществе не в почёте, но и римское общество времён святых Апостолов было никак не выше в этом отношении. Скорее, мы идём на полшага сзади в смысле развращённости. И все же написано было апостолом Павлом Послание к Римлянам. Не к одному или двум, а к целому обществу. Будем надеяться, что у нас есть для кого проповедовать.

Прошлое не умирает, хорошее прошлое может назидать и сегодня. В добрых семействах забота о будущем браке детей не откладывается на определённое время. Родители помнят, что дитя нужно не только выкормить, выучить, но и воспитать достойными мужем или женой, достойным гражданином.

ДОМ И СЕМЬЯ | Задолго до свадьбы

Беспокойство юных по поводу вступления на избранный путь

ДОМ И СЕМЬЯ | Задолго до свадьбы

ДОМ И СЕМЬЯ | Задолго до свадьбы