Когда Господу Иисусу было уже тридцать лет, в еврейской земле появился пророк Божий Иоанн, который готовил людей к встрече Спасителя, – пишет священник Платон Николаевич Воздвиженский.
Иоанн был святой человек. Он жил скромно и бедно, носил самую простую одежду из верблюжьей шерсти и питался растениями и мёдом диких пчел. Толпы людей собирались к Иоанну, чтобы услышать его проповедь.
Он говорил людям: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Божие! Готовьтесь принять Спасителя, Он идет за мной!»
Многое и другое говорил он народу, поучая его. Некоторые каялись в своих грехах и крестились в реке Иордан. Другие ненавидели его, так как он обличал их пороки.
Грешить — это значит делать злые дела, которые не нравятся Богу. И пророк Иоанн призывал всех перестать грешить.
Но вот к Иоанну пришел креститься Иисус. Увидев Его, Иоанн сразу признал в Нём Мессию и воскликнул: «Это Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира! Я недостоин развязать ремень Его обуви! Зачем Ты приходишь ко мне, ведь это я должен креститься от Тебя?»
Но Иисус отвечал: «Так мы должны исполнить волю Божию».
Своим крещением Иисус Христос дал пример всем людям, чтобы они крестились и делались чистыми от грехов. Ведь Иисус не нуждался в крещении, потому что Он был безгрешен и непорочен. Он пришел к реке Иордан, чтобы креститься и освятить воду Своим крещением.
Когда Иоанн крестил Иисуса, засияло Небо и Дух Святой в виде голубя сошел на Христа. И услышал Иоанн голос Господа Бога: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение!»
Русская Иордань
Крещенские морозы, самые лютые русские морозы, которые заставляют людей прятаться в теплые одежды!.. Поземкой заметает пути-дороги, сугробами перекрывает путь.
Но вот православный люд во главе со священником, наполняя окрестности праздничными песнопениями, идет к «иордани» — так называется вырубленная во льду реки или пруда купель в форме Креста.
Почему «иордань»? В память о Крещении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Батюшка совершает большое водоосвящение. Кажется, даже природа радуется этому торжеству: затихли метели, рассеялись, словно туман, серые тучи. Стало светлее. Чин великого освящения подходит к концу, и вот батюшка, взяв крест, опускается на колени перед вырубленной во льду иорданью, и под пение тропаря Богоявленского праздника “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”, трижды опускает крест в воду.
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
После чина великого водосвятия раздается желающим Крещенская вода, а дальше начинаются праздничные окунания во святую воду.
Эта традиция уходит корнями в древние времена, когда русичи окунали младенцев в ледяную воду, приучая их к суровости природы. Церковь Христова наполнила ее иным, духовным смыслом. И теперь для кого-то крещенское купание становится первым шагом к храму: ведь человек не только погружается в воду, чтобы стать здоровее телесно, но и, как правило, присутствует на богослужении — быть может, первом в своей жизни.
Духовное чтение на Крещение Господне