24 мая мы едем к мощам святителя Николая >>

Духовное чтение на 9 апреля 2019 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 9 апреля 2019 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание преподобного Иоанна Прозорливца; отрывок из книги Бытия, помолиться, и прочесть наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

• Жития святых – Преподобный Иоанн Прозорливый;
• Священное Писание – Книга Бытие (глава 15-я: стихи 1-15);
• Толкование св. Писания – Преподобным Ефремом Сириным;
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Стихиры, читаемые во вторник 5-й седмицы Великого поста.

Жития святых, 52

Преподобный Иоанн Прозорливый

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы обратимся к памяти преподобного Иоанна Прозорливого. Родился он в начале IV века и жил в городе Ликополе (ныне город Асью́т)  в Среднем Египте и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору. В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через него принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости. Так, императору Феодосию Великому он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим навещавшим его он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов. Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии.

В своих наставлениях преподобный Иоанн заповедовал прежде всего иметь смирение: «Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и собою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Смотрите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него».

Подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям. Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году в возрасте девяноста лет.

Братья и сестры, хотелось бы также уделить некоторое время разговору о памяти наших почивших сродников. Сегодня последняя в этом Великом посту родительская суббота, следующий день особого поминовения усопших будет уже только после Пасхи, на Радоницу. Вообще говоря, в нашем богослужебном уставе каждая суббота носит характер заупокойной службы. Но как праздники в Типиконе имеют градацию на двунадесятые, великие, полиелейные и шестиричные, так же и дни поминовения усопших имеют свое деление.

Установлены две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, называемому также праздником Пресвятой Троицы). Основной смысл этих Вселенских (то есть общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни всем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Собственно родительскими субботами являются субботы 2-я, 3-я и 4-я (то есть сегодняшняя) Великого поста. В эти дни Церковь призывает нас компенсировать своей молитвой ту лень и нерадение о молитве за наших почивших сродников, что мы проявляли весь год, а особенно в Великом посту. К тому же в этот период литургия служится не каждый день, а значит и поминовение на проскомидии не совершается.

Но с течением времени в уставе Русской Православной Церкви возникло еще несколько дней особого поминовения усопших. Димитриевская родительская суббота в ноябре связывается с победой благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. В День победы 9 мая поминаются почившие наши сродники, участвовавшие в Великой Отечественной войне. И, конечно же, Радоница – во вторник после Антипасхи (на Фоминой седмице), когда мы идем на кладбище, для того чтобы навестить могилы своих родных и близких и прославить Бога за его славное и всехвальное Воскресение. Необходимо еще раз отметить, что праздник Радоница отмечается только русскими православными христианами, у православных Греции и Ближнего Востока такого праздника не установлено.

Причиной возникновения Радоницы в первую очередь стало то, что это первый день после Пасхи, в который совершается поминовение усопших. Церковь в этот день как бы делится пасхальной радостью с умершими. По обычаю после богослужения в храме благочестивые христиане идут на кладбище, где делятся пасхальной радостью с усопшими родными. Но до Пасхи еще далеко, братья и сестры, и сегодня не забудем усердно помолиться за наших почивших сродников.

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Священное Писание, 52

Книга Бытие (глава 15-я: стихи 1-15)

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй…

Толкование священного Писания, 52

ТОЛКОВАНИЕ ПРЕПОДОБНЫМ ЕФРЕМОМ СИРИНЫМ

После сего Бог явился Авраму в видении и сказал: мзда твоя многа будет зело за преспеяние твое в праведности и за избавление тобой пленных. Глагола же Аврам… что ми даси? аз же отпущаюся безчаден… домочадец же мой наследник мой будет… Изведе же его вон и рече ему: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое. И верова Аврам, и вменися ему в правду, и притом в правду великую. Поскольку поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить, то вменилось ему это в правду. Восхвалив Аврама за веру, Бог рече же к нему: Аз (есмь) Бог изведый тя из Ура Халдейскаго, яко дати тебе землю сию наследствовати. И рече… по чесому уразумею, яко наследити ю имам?. Некоторые говорят, что за Аврамово сомнение в обетовании сказано потом: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей. Но утверждающие это пусть знают, с какой верой Аврам в то же время принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской. Если Аврам поверил тому, что было гораздо важнее, — именно, что от него одного и от одной неплодной и устаревшей Сары произойдет семя многочисленное, как песок, то, конечно, не усомнившийся в большем не усомнился и в меньшем, то есть что семя его наследует землю. Если бы засомневался он, то для чего сказал бы ему Бог: возми… юницу трилетну и козу трилетну и овна трилетна, и горлицу и голубя. Так было сказано Авраму ночью, а днем он исполнил это, и от утра до вечера стоял, отгоняя от жертвы своей слетавшихся птиц. И вот уже после того, как на благоугодную жертву его снисшел вечером огонь, явился ему Бог и сказал о преселении семени его. Если бы Бог изрек ему это в наказание, то не была бы принята жертва его, и Бог не заключил бы с ним в тот день завета, не обещал бы ему в день сей, что семени его порабощены будут десять народов, не сказал бы, что и сам он в старости доброй отойдет к отцам своим. Все это изрек Бог Авраму в тот самый день, потому что верова Аврам… и вменися ему в правду. Как же после этого говорят, что в день сей за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?

Ветхий Завет, Авраам, Бог СаваофИтак, Аврам поверил неудобоисполнимому, что из заматеревшей (ветхой, древней) и почти омертвевшей Сариной утробы произойдет целый мир людей. О наследовании же земли спрашивал не в том смысле, будет ли это, но как оно будет. Видел он, что земля Ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, — а теперь слышит, что она дана будет не ему, а семени его, и потому желает узнать о том, как должно все совершиться, хотя и не в его время, как это будет, как семя его войдет в сию землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга, или придут другие народы, истребят жителей ее и сделают землю для нас пустой, или семя мое сделается могущественным, придет, истребит жителей земли и получит ее в наследие, или земля поглотит жителей за дела их, или сами жители переселятся в другую страну от голода, побуждаемые какой молвой или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из этих способов семя его получит землю в наследие. Но Бог знал, чего Аврам хотел, и вместе с желаемым открыл ему и то, о чем он не просил. Тем, что Аврам от уготованной им жертвы отгонял хищных птиц, Бог показывал ему, что семя его за грехи свои будет злострадать, но по молитвам праведников спасется. В образе огненной пещи, снисшедшей с неба, Бог давал ему уразуметь, что спасение послано будет с небес, когда не станет среди них праведников. Юница трилетняя, коза трилетняя и овен трилетний изображали или то, что потомки Аврамовы избавлены будут от рабства через три поколения, или то, что из среды их произойдут цари, священники и пророки. Разделение на полы животных прознаменовало разделение потомков Аврамовых на колена, а то, что птицы не было разделены, означало их взаимное согласие.

Показав это Авраму, Бог говорил: ведый увеси (о чем и хотел ты знать), яко преселно будет семя твое в земли не своей. Не пленниками пойдут туда потомки твои, но переселятся на вьючных скотах и юницах, какие будут у них. И поработят я… лет четыриста. Не стали бы они и умолять об изведении их оттуда, если бы не подверглись тяжкому рабству. Языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сихже изыдут семо с имением многим. Ты же отыдеши ко отцем твоим… в старости добрей. В четвертом же роде возвратятся семо. А прибавленное: не бо исполнишася греси Аммореев до ныне, — показывает, что не исполнилась еще мера грехов, за которые бы Аммореи по правде подверглись конечному истреблению мечом.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов 2Обязательно нужно ста­раться совершать по­ступки евангельские, то есть жить не как прочие человецы, которые идут на пово­ду у своих сластей, страстей, слабостей, представлений, ка­ких-то лукавств, какой-то поли­тики, а именно совершать пра­вильные поступки с точки зре­ния Евангелия, преодолевать свою немощь — и так посте­пенно раз за разом душу укреп­лять. Вот возьми гантели и под­нимай — мышцы будут расти, расти. А как перестанешь, так они и ослабнут, и все вернется к прежнему. Так и в любом ис­кусстве нужно постоянное, по­стоянное упражнение. В этом слове ничего плохого нет, да­же говорят «упражняться в мо­литве» — потому что с молит­вой сопряжен именно труд, понуждение себя, беспощад­ность, самоотверженность, и это все дается, конечно, лю­бовью к Богу.
Если человек действительно Бога любит — потому что это есть заповедь: люби Бога,— он будет стараться ради этой любви, ради того, что мало на земле людей, которые Бога любят, и для Него это очень прискорбно. Бог отдал Сына Своего Единородного на смерть, чтобы всех спасти, а людям этого не надо, у них свои заботы: кто в кино по­шел, кто картошку сажает, кто колорадского жука соби­рает, кто думает: «Вот сейчас я весь мир ошеломлю, три­логию какую-нибудь напишу, всю правду скажу». Неко­торые так и говорят: «Мне есть что сказать людям». По­трясающе, надо же, великий человек! Это просто смешно.

… Многие думают: вот выйду на пенсию, тогда буду в церковь ходить почаще. Хорошо, вышел. Сейчас на пенсию нестарый человек выходит, женщины в пятьдесят пять лет, голова еще соображает — а тут внуки как раз, вроде их надо вырастить. Только внуки выросли, а там уже правнуки. И вот пришел человек в семьдесят лет впервые в церковь. Чему его можно научить? Ну, можно научить его перекреститься, но выучить наизусть какую-нибудь молитву он уже не сможет, а уж понять, что такое жизнь духовная… Если он семьдесят лет был болтливым или семьдесят лет сплетничал, как за остав­шиеся пять-шесть лет (сколько ему отпущено?) исправиться? Если человеку тринадцать лет, он еще может исправиться. Если человеку семнадцать лет, трудно, но еще можно. А если ему семьдесят, должно произойти чудо, чтобы его душа как-то смогла приобрести благодать Божию.

Молитва дня, 52

Дорогие братья и сестры, во вторник 4-й седмицы Великого поста давайте вознесем с Вами молитвы, читаемые в сей день в храме:

2, заглавие, чтец, пост

СТИХИРЫ ВТОРНИКА 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Давый нам пощения время обратитися и живым быти, и никакоже погибнути, Слове Божий, сподоби всех благоугодити Тебе добре, и теплым умилением послужити Тебе Христе, якоже блудница оная целомудренная и честная, иногда миром и излияньми теплых слез, прегрешений приимши оставление.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Якоже слепый от сердца зову Ти: Сыне Божий, просвети мои очи сердечныя. Якоже верная хананеа вопию Ти: помилуй мя Щедре, ибо душу беснующуюся имам в сластех: юже пременив от тьмы страстей, прочее жити чисте сотвори, да славлю Твою многую благостыню.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Богосветлая благодать воздержания, возсиявши нам днесь солнца светлее, души наша просвещает, якоже облаки страсти греховныя отгоняющи. Сего ради вси притецем, благодушно сию лобызающе: радующеся совершаем божественное поприще того, егоже в веселиих учреждающеся возопиим Христу: освяти Блаже, сие совершающия верно.

Притчей чтение. [Глава 14, ст. 27 – 35. Глава 15 ст. 1 – 4.]

Страх Господень источник жизни, творит же уклонятися от сети смертныя. Во мнозе языце слава царю: во оскудении же людсте сокрушение сильному. Долготерпелив муж, мног в разуме: малодушный же крепко безумен. Кроткий муж сердцу врач: моль же костем сердце чувственно. Оклеветаяй убогаго, раздражает Сотворшаго и: почитаяй же Его, милует нищаго. Во злобе своей отринется нечестивый: надеяй же ся на Господа, своим преподобием праведен. В сердце блазе мужа почиет премудрость: в сердцы же безумных не познавается. Правда возвышает язык, умаляют же племена греси. Приятен цареви слуга разумный: своим же благообращением отъемлет безчестие. Гнев губит и разумныя: ответ же смирен отвращает ярость, а слово жестоко воздвизает гневы. Язык мудрых добрая свесть: уста же безумных возвещают злая. На всяком месте очи Господни сматряют злыя же и благия. Исцеление языка древо жизни: храняй же его, исполнится духа.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Якоже впадый в разбойники и уязвен, тако и аз впадох от моих грехов, и уязвена есть душа моя: к кому прибегну исцелитися? токмо к Тебе душ же и телес врачу: излей на мя Боже великую Твою милость.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Прегрешивше от преступления перваго, от райския сладости и наслаждения ведени быхом в безчестнейшую жизнь: добродетелей бо подобающаго и хвальнаго жития совлекшеся прегрешеньми, яко в разбойники впадохом: исполу же мертвы есмы, прегрешивше от спасительных учений Твоих, но молим Тя от Марии явившагося, и безстрастно страстем приближившагося Владыку: обяжи наша яже от греха прибывшия струпы, и безмерное Твое милосердие изливай на ны, Твое исцелительное попечение, яко Человеколюбец.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Святых мученик приемый терпение, и от нас приими пение Человеколюбче, даруя нам тех молитвами велию милость.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

От всех бед рабы Твоя сохраняй, благословенная Богородице: да Тя славим надежду душ наших.

32

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Светлое Христово Воскресение — ПАСХА!
На Пасхальную рубрику >>

В понедельник мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: