Давайте вместе передадим в храм Крест!

Духовное чтение на 13 апреля 2019 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день предлагаем Вам для духовного прочтения рубрики, включающие в себя следующие публикации:

• Жития святых – Преподобный Аполлоний Египетский;
• Чтение Апостола – Послание к Евреям (глава 9-я, стихи: 24-28);
• Евангелие дня – Евангелие от Марка (глава 7-я: стихи 31-37);
• Толкование Евангелия святителем Феофилактом Болгарским;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;

Жития святых, 56

Преподобный Аполлоний Египетский

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти одного из древних египетских подвижников. Преподобный Аполлоний был сыном благочестивых родителей. Пятнадцатилетним юношей он удалился во внутреннюю Фиваидскую пустыню, Нижний Египет, вместе со своим родственником Абибом. Через 14 лет, во времена Юлиана Отступника по внушению свыше преподобный перешел в ближнюю пустыню и близ Ермополя основал обитель, в которой постепенно собралось около пятисот иноков. Братия монастыря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до вечера поучалась в Священном Писании, а после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи богомыслию и размышлению о слове Божием», другие оставались в обители. Часто иноки этого монастыря вкушали пищу один раз в день. Аполлоний порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы: не стриг волос или носил вериги, видя в этом проявление тщеславия. При этом сам преподобный был строгим постником, вкушал вареную пищу только по воскресеньям, а в остальные дни питался только дикими растениями.

В окрестностях монастыря было расположено около десяти языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям. По молитвам преподобного участники идолослужения остановились и не смогли далее продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за Аполлонием, а идол был сожжен. После этого случая многие язычники стали христианами, а некоторые даже остались в монастыре. Скоро в окрестностях обители почти не осталось язычников.

В другом случае Аполлоний сумел предотвратить кровопролитие между христианской и языческой деревнями. Когда в Фиваиде случился голод, Аполлоний снабжал продуктами жителей окрестностей. Преподобный авва Аполлоний скончался около 395 года в весьма преклонном возрасте.

Братья и сестры, в этом житии мы видим, как святой авва Аполлоний заботился о вверенной ему Господом братии. Самым главным для монаха является пребывание в Духе Святом и избежание прелести. А любая прелесть проистекает от гордыни, гордыня же, в свою очередь, очень сильно подкрепляется тщеславием. И вот святой Аполлоний запрещал братии брать на себя какие-то особенные подвиги, выделяющие их из числа других: в монастыре все должны быть примерно одинаковыми. Основные подвиги должны быть в душе монаха, а не во внешнем: не в длине волос, не в тяжести вериг и не в чрезмерном воздержании. И если все это актуально для монашествующих, дающих обет воздержания и постоянно находящихся под присмотром духовника, тем более у живущих в миру должно преобладать благоразумие. Ведь у нас нет возможности постоянно, ежедневно раскрывать свою жизнь духовнику. Простая исповедь не в счет: когда у батюшки 500 исповедников, он физически не может вникнуть в духовные проблемы каждого из них, а уж тем более все запомнить. Потому миряне призваны к более самостоятельной духовной жизни, нежели монахи. И если монахам надо беречься от тщеславия, когда вокруг них такие же, как они монахи, то нам, находящимся в миру, особенно легко соблазниться и попасть на удочку внешнего, наносного благочестия, лежащего в основе всякого тщеславия.

В Евангелии мы читаем слова Господа: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное(Мф. 5, 20). А кто такие книжники и фарисеи? Те, кто назубок знали Писание и исполняли все правила внешнего благочестия. Значит, не это спасает само по себе. Ведь эти же самые книжники и фарисеи распяли нашего Спасителя. Очень печально слышать, когда у многодетной матери спрашивают, как они дома постятся, и она отвечает: «Мы нестрого постимся, с растительным маслом», а при этом нет осознания самых основ христианства, нет понимания смысла регулярного участия в таинствах Церкви, нет живого общения со Христом, нет доброй христианской любви в семье. Да зачем же тогда нужен такой пост по монашескому уставу? Разве голодные дети скажут за это спасибо? Или, может, это угодно Богу? Но Господь в Евангелии не заповедал нам поститься. Заповедь новую даю вам, – говорит Господь, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою(Ин. 34, 35). Пост – это наше добровольное усилие для того, чтобы стать ближе к Богу. Сам Господь хочет от нас милости, а не жертвы. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Любовь – вот критерий истины. Если нет любви, значит нет и Духа Божия. Потому, братья и сестры, будем держаться дальше от тщеславия, будем скромными и рассудительными, чтобы не выделяться из среды своих ближних и других православных, будем стяжать дух мирен и таким образом спасемся.

Преподобне отче Аполлоние, моли Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Евреям (глава 9-я, стихи: 24-28)

ратия!> Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Евангелие дня, 56

Евангелие от Марка (глава 8-я: стихи 27-31)

И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты — Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Толкование Евангелия, 56

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 27-30 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем

Спрашивает их о Себе, отведя далеко от иудеев, чтоб им некого было бояться исповедать истину. Они отвечают, что одни принимают Его за Иоанна, другие за Илию; ибо многие думали, что Иоанн воскрес, как полагал и Ирод, что он по воскресении получил и силу чудотворений, тогда как при жизни своей Иоанн не сотворил ни одного знамения. Спросив их таким образом о мнениях других, Господь спрашивает у них потом и собственного их мнения, как бы так говоря: те так думают обо Мне ошибочно, а вы за кого Меня почитаете? Что же Петр? Он исповедует Его Христом, предвозвещенным пророками. Но что сказал Господь на исповедание Петра и как ублажил его, это Марк опустил, чтобы не показаться пристрастным к Петру, учителю своему. Напротив, Матфей сказал обо всем без опущения. Господь не велел им говорить никому, потому что хотел прикрыть славу Свою, дабы многие не соблазнились о Нем и при неверии не сделались повинными большему наказанию.

 

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Почему люди пьют вино? Чтобы дать веселие своей душе, как-то рас­слабиться. Но христианину нет такой нужды, потому что от этого расслабления бывает еще больший сон души. И так контроля нет над своей душой  — а тут вообще, как сметана, человек растекается. И уже глупо хихикает, ему кажется, что он очень остроумен и блестящ, а на самом деле ничего в этом приятного нет, отвратительное зре­лище.

Даже когда немножко человек выпьет, уже у него и мышцы лица обмякают, и речь становится иной, и такой человек бывает противен. По­чему? Вот даже интересно. Да потому, что мы привыкли к одному человеку, к определенному его образу, а вино этот образ меняет, подменяет этого человека. Поэтому когда человек в пьяном виде, мы говорим, что это безобразно, то есть без образа — образ смещается, перед нами уже другой человек. А если он чуть больше выпил, он может сделать такое, чего никогда в трезвом виде не сделает, потому что теряет контроль над собой. Поэтому и говорят: у пьяного, что на уме, то и на языке. От того и блуд бывает, что полностью расслаблен человек и не может уже своим страстям никак сопротивляться.

Почему же люди пьют? Не от того, что водка дешевая или вкусная. Она совсем невкусная. Вот посмотреть, как ее пьют: морщатся, такая гадость. А ведь пьют и самогон, и всякие жидкости, для этого не предназначенные. Почему? Потому что хочет человек покоя душе. Кругом одно зло, жить тяжело, безрадостно, хочет человек чем-то себя ублажить и попадается на этот крючок. Но христианину, который знает, что такое благодать Божия, есть где утешаться.

Апостол призывает: Духом Святым надо упиваться, Ему молиться, просить, чтобы Дух пришел, нас порадовал, нас облегчил, нас утешил. Поэтому, если верующий человек все-таки пристрастен к вину, то он уже идолопоклонник, он уже не христианин, он пребывает в смертном грехе.

36, желтый 2

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрика Великого поста
На рубрику Великого поста >>

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: