Некрещеные младенцы попадут-ли в рай?

Можно ли думать, что у нерожденных детей душа попала в Царствие Божие?

Интересный вопрос. По поводу зарождения души в Церкви есть устоявшееся понимание, исходящее из глубокого опыта: душа человека есть с момента его развития в утробе, – отвечает преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Андроник (Пантак). – Как только соединились клетки и началось развитие человека, в этот момент в человека вкладывается душа. В этом есть особое участие Божие в жизни людей, что Он участвует в том творческом акте, который происходит между мужем и женой, вкладывает душу в тот момент, когда маленький ребенок начинает свою земную жизнь еще в утробе матери.

О том, что ребенок во чреве уже полноценный человек, мы знаем даже из Священного Писания. Когда Архангел Гавриил явился Пресвятой Богородице и возвестил Ей о том, что Она станет Матерью Спасителя мира, произошло Благовещение, зачатие от Духа Святого, Пресвятая Дева вместе со Своим обручником Иосифом очень скоро после этого поехала к Своей родственнице – святой Елизавете, матери Иоанна Предтечи. А Елизавета в это время была на шестом месяце беременности. И вот встречаются две мамы, одна на шестом месяце, а у другой только-только во чреве начал развиваться маленький ребенок. Иоанн Предтеча, будучи во чреве матери, чувствует приближение Спасителя. Мы читаем в Евангелии: взыгрался младенец в ее чреве, то есть начал активно двигаться. Елизавета Духом Святым поняла, почему это происходит, и начала пророчествовать: вот, пришла ко мне Матерь моего Бога. Получается, что Иоанн Предтеча узнал своего Спасителя, хотя оба они еще были во чреве, оба были совсем маленькими, еще не родились. Отсюда мы видим, что человек, еще не рожденный, – уже полноценный человек. Его душа развивается и чувствует многие вещи.

Именно поэтому, кстати, мамам, которые ждут ребенка, советуют особенное внимание обращать на свою духовную жизнь. Это время, когда ребенок уже чувствует воздействие не только физическое, душевное, но и духовные состояния матери. Если мама во время беременности старается особое внимание уделять своей духовной жизни, вникать в нее, причащаться, исповедоваться, это может помочь ему в дальнейшей христианской жизни.

Можно вспомнить житие преподобного Сергия и его родителей.

Да, он взыграл во чреве матери в храме.

И ведь даже многие богословы говорят, что преподобный Сергий [младенцем] соблюдал и пост в среду и пятницу, и, будучи в животе матери, реагировал на определенные моменты службы. Если бы мама не была такой, как бы мог родиться святой?

Действительно, подвиг святых матерей в истории Церкви постоянно подчеркивается. Мы празднуем память многих святых матерей – и матери преподобного Сергия, и святителя Григория Богослова, и Василия Великого, и многих других, когда воспитание ребенка начинается еще с момента его внутриутробного развития.

Вопрос по поводу тех детей, которые умирают некрещеными – или в утробе матери, или сразу после родов, когда не удается покрестить ребенка, – очень интересный. У нас нет прямого откровения Божьего о том, что происходит. Мы знаем из Евангелия: кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное. О чем здесь Спаситель говорит?

А разбойник?

С разбойником такой момент. Если мы возьмем наши толкования… Кто-то говорит, что это натянуто, нарочито, искусственно, но это традиция, которая прослеживается от Иоанна Златоустого до Дмитрия Ростовского у многих святых. Они все говорят, что разбойник был крещен и что Господь специально устроил чудо излияния из Своего ребра не только крови, но и воды, чтобы эта вода, окропив разбойника, его крестила. Иоанн Златоуст об этом пишет: чтобы никто не мог сказать, что без крещения можно войти в Царство Небесное. С момента Креста и Воскресения начинается новая реальность. Если в момент воскресения Христос выводит из ада всех праведников, и это реальность, которая заканчивает ветхозаветное время, то со времени Креста начинается время новозаветное. Если до Пятидесятницы, возможно, была какая-то возможность праведников изводить из ада, то после Пятидесятницы Христос дает апостолам право крестить. Со временем, когда крещение распространяется, оно становится единственным способом войти в Царствие Божие по Евангелию.

Но проблема в чем? Если бы Господь говорил: кто не родится от воды и Духа, того не пущу в Царствие Божие, – можно было бы говорить, что Бог не хочет брать некрещеных. А здесь другой момент. Для того чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь орган, который воспринимает благодать и помогает благодати проникать внутрь человека. Этот орган называется у нас духом. Дух отвечает за богообщение, за то, чтобы благодать Божия проникала в сердце. Когда она проникает внутрь, человек находится в состоянии Царства Божьего. Тогда и после смерти он может в этом состоянии продолжать жить. Если он не смог принять благодать внутрь, то в нем Царства Божьего нет, он не может жить в Царстве Божием после смерти. Это было состояние ветхозаветной реальности, когда все рождаются с последствием греха Адама и Евы.

Во время крещения в нас исцеляется это повреждение, и человек становится способным войти в Царство Небесное. Поэтому когда мы говорим о некрещеных младенцах, мы, к сожалению, должны констатировать, что они не могут войти в Царствие Небесное. Но как-то очень пессимистично получается…

Несправедливо, даже можно так сказать.

Нам кажется, что несправедливо. Но просто у них нет того органа, которым они могут воспринимать Царствие Небесное. Это все равно что человек слепой, и сколько ты ему в глаза ни свети со всяким усердием, он не увидит света, пока глаза не исцелятся. Так вот, по поводу некрещеных младенцев, умирающих без крещения по какой-то причине, очень важно не впадать в крайности. У многих людей почему-то есть представление: не в рай – значит, в ад. Значит, мучиться.

Во-первых, лоно Авраамово никто не отменял. Это то место, где были ветхозаветные праведники, которые были не в райском состоянии, они были вроде как в состоянии ада, но там не было мучений, и они ждали Пришествия Христа. Это пространство никто на ключ не закрыл. Вполне возможно быть не в раю, но и не мучиться. То есть уже есть понимание, которое может нас утешать. Но есть еще очень интересное откровение. У святого Ефрема Сирина есть такое поэтическое произведение – «О рае». Он был духовным видением восхищен в рай и пытается его описать. Один из моментов, которые он описывает, – участь некрещеных младенцев. Он говорит, что эти младенцы находятся не в раю, но в некоем месте рядом с раем, ожидая Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. Если они ждут Пришествия Христа, зачем они его ждут? Однозначно понятно: чтобы в это Царствие Божие войти.

Из этого откровения Ефрема Сирина – это такие крохи, но это очень дорогие прозрения святых – мы видим, что некрещеные младенцы войдут в Царствие Божие в день Второго Пришествия Христа. Это очень радостная надежда для нас, для тех, кто понимает, что некрещеный младенец ни в чем не виноват, и Господь это знает. Но у Христа пока нет возможности ввести этого человечка в Царствие Божие, потому что для этого необходимо крещение. А вот как это произойдет?

Это можно себе представить (как некое размышление), исходя из размышлений блаженного святителя Амвросия Медиоланского, ученика блаженного Августина. Он говорит очень интересную вещь. В Евангелии написано, что мы будем крещены Духом Святым и огнем. Если Духом Святым мы крестимся в купели, то когда мы крестимся огнем? У нас некоторые толкователи понимают это аллегорически: Духом Святым и огнем как одно и то же, огонь как символ. Но Амвросий Медиоланский говорит: нет, извините, тут написано «огнем». Когда будет крещение огнем? «Крещение» по-гречески – «погружение», «баптизо». Когда будет погружение в огонь? Мы читаем у апостола Петра и видим, что при Втором Пришествии Христа будет очистительный огонь, в котором будет преображена вся земля. Получается, что наше крещение, по Амвросию Медиоланскому, начинается в крещальной купели, а заканчивается в день Второго Пришествия Спасителя, когда мы все будем погружены в этот преображающий огонь Божией благодати.

Здесь есть пространство для размышления. Если это печать крещения, то некрещеные младенцы, которые, по Ефрему Сирину, ждут Второго Пришествия, вполне возможно, будут крещены именно в этот момент, когда духовный огонь преобразит всю Вселенную. Амвросий Медиоланский говорит, что это и есть крещение огнем. В этом смысле есть даже пространство надежды по поводу людей, об отношениях которых с Богом мы не знаем. Бывает, человек праведный даже по христианским меркам, но со Христом он не встретился. У него не было возможности как-то. Этот вопрос, кстати, зачастую интересует людей постсоветского периода, когда много наших родителей, дедушек, бабушек жили нравственно, очень хорошо относились к другим людям, но при этом со Христом не встретились. Не потому, что они Его так яро отрицали, а потому, что не сложилось. У нас нет откровения Божьего о том, как это будет, но есть все-таки некоторое пространство надежды. Если эти люди были расположены услышать призыв Христа, были внутренне готовы, почва сердца их была взрыхлена, то, может быть, каким-то образом Господь сможет ввести их в Царство Божие в день Второго Пришествия. Здесь нельзя говорить точно ни да, ни нет, но пространство надежды такое есть.

А вот про младенцев, умерших некрещеными, мы из откровения Ефрема Сирина точно знаем, что они находятся в некоем месте рядом с раем, пока не способные видеть славу Божию, но ждут того дня, когда Господь сможет их ввести в рай.

Некрещеные младенцы попадут-ли в рай?

Сила таинства Крещения. | Рассказ

Некрещеные младенцы попадут-ли в рай?

Некрещеные младенцы попадут-ли в рай?