Признает ли Церковь невенчанный брак?Отец Алексий, скажите, пожалуйста, а признает ли Церковь невенчанный брак? Родственники говорят, что к венчанию нужно прийти. И вообще как понять, что пора венчаться?

– Во-первых, для того чтобы понять, надо венчаться или нет, надо дать себе ответ на вопрос: верующий ли я человек? –  отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин). – Из этого будет вытекать все дальнейшее и последующее. Если я человек неверующий, но думаю, что надо повенчаться, тогда венчаться лучше не надо (с таким понятием, что это модно или это традиция такая). Это все-таки таинство, и это должно быть совершено осознанно. А если я человек верующий, то, соответственно, надо стараться и спутника жизни себе искать по духу такого же, который будет тебя понимать. Тогда это взаимная ответственность. Оба понимают, что на жизненном пути не только цветочки будут встречаться, но иногда и шипы попадаться, и колючий репей будет прилепляться. Через это надо пройти вместе, но с верой в Бога человеку можно все это преодолеть.

Когда люди осознанно к этому подходят, тогда они должны приступать к таинству венчания. И вообще надо вступать в брак осознанно, понимая, что это один раз. Второго раза не должно быть. Не надо так, как сейчас: поживу в гражданском браке (даже не в гражданском законном, а просто сожителями будем)… Поживем, привыкнем, посмотрим, подойдем мы друг другу или не подойдем (непонятно, по каким параметрам), потом разбежимся. Потом страсть, любовь проходят, а деваться некуда: ребенок появляется. И потом в этой семье начинает один от другого гулять, потому что страсть появилась в другом месте. Не расстаемся, потому что ребенок еще не вырос. Страдает тот же ребенок. И все эти отношения. Поэтому, прежде чем думать о таинстве Венчания, задумайтесь над вопросом, верующий ли вы человек. И если верующий, значит, это для вас.

– А ведь в этой ситуации люди продолжают жить вдвоем. Получается, живут в блуде,  грехе? Или Церковь признает, что брак есть, но невенчанный?

– Есть сожительство двух людей, полноты брака все равно в этом нет, потому что это брак, не освященный Церковью, не освященный Богом. И как верующие люди, мы не можем сказать, что это полноценный брак. Если он полноценный, что их тогда сдерживает, чтобы принять венчание? Значит, они просто пока еще не готовы, просто еще не созрели, просто к этому еще не пришли. К каждой конкретной ситуации, считаю,  приходской священник должен подходить ответственно. А то у нас бывает как иногда? Один из супругов верующий, другой нет, один готов венчаться, второй не хочет. Тому, который ходит в храм, батюшка запрещает причащаться, потому что тот живет в невенчанном браке. А может, батюшке надо бы вникнуть в ситуацию? Вместе с этим человеком помолиться, чтобы Господь как-то вразумил вторую половину. Ведь через напор добиться ничего невозможно, а молитвой и верой первого, может быть, Господь и приведет второго человека к браку.

Первые века христианства нам показали, что были семьи, где были верующий и неверующий, где один член семьи был крещеный, а второй был вообще чуть ли не гонителем веры. Но они жили, они любили, потом через любовь, через эту жертву и второй член семьи приходил ко Христу. Другое дело, когда оба ходят в храм, но не хотят венчаться, тогда возникает вопрос: а верующие ли это люди? Почему вы тогда не вступаете в брак? В чем проблема? Зачем вы тогда идете к Причастию? Зачем тогда вы вообще являетесь участниками церковных таинств, если вы оба являетесь членами одной Церкви, но не хотите ячейку общества преобразовать в малую церковь?

Признает ли Церковь невенчанный брак?

Как церковь относится к возможности ЭКО и суррогатного материнства?

Признает ли Церковь невенчанный брак?

Признает ли Церковь невенчанный брак?