Духовное чтение на 11 июня 2019 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 11 июня 2019 года. На его страницах Вы сможете прочесть жизнеописание; Евангелие дня и наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых – Святитель Лука (Воин-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Крымский;
• Священное Писание — Деяния святых Апостолов (глава 21, стихи 26-32);
 Евангелие дня — Святое Евангелие от Иоанна (глава 16, стихи 2-13);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых, 52

Святитель Лука (Воин-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Крымский

Святитель Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Окончив гимназию, он решил посвятить себя тому, что полезно для страдающих людей, и избрал стезю врача, хотя имел прекрасные художественные дарования. По окончании университета будущий святитель посвятил себя практике и теоретическим исследованиям в области медицины. В конце 1904 года он обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она родила ему четверых детей, но скончалась от туберкулеза в 1919 году.  В 20-х годах Валентин Феликсович возглавлял кафедру оперативной хирургии в Ташкенте, где активно участвовал и в церковной жизни. Слова епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» он воспринял как Божий призыв.

После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принял монашеский постриг с именем святого апостола, евангелиста и врача Луки. 31 мая 1923 года иеромонах Лука по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был тайно рукоположен во епископа. С того времени начался его крестный исповеднический путь. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не сломили святителя в исполнении его архипастырского долга и во врачебном служении людям. Сосланного властями в далекий Туруханск святого врача утешал всемирно известный ученый  Иван Петрович Павлов: «Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве», писал он.

Владыка был не только великим молитвенником, но и настоящим профессионалом. Так, например, в Сибири ему пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом.

Между первой ссылкой в Туруханск и второй ссылкой в Архангельск владыка жил в Ташкенте. Там он продолжал вести прием больных у себя на дому. Однажды владыка Лука заметил на ступеньках городской больницы девочку-подростка и маленького мальчика. Выяснилось, что их отец умер, а мать в больнице. Лука повел детей к себе в дом и нанял женщину, которая ухаживала за ними, пока не выздоровела их мать. Девочка-подросток Шура стала помогать владыке Луке на врачебных приемах. Она быстро освоила основы медицины и уже через год стала хорошей медицинской сестрой. Владыка Лука постоянно посылал Шуру по городу искать больных, нуждающихся в помощи и материальной поддержке.

Будучи в третьей ссылке под Красноярском, в начале Великой Отечественной войны, епископ Лука предложил властям свой опыт и мастерство для лечения раненых советских воинов. С октября 1941 года его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности.

Многие врачи с радостью учились у православного епископа. Он требовал от них делать все возможное для спасения больных, говорил, что они не имеют права даже думать о неудаче. Владыка Лука не терпел равнодушия к медицинскому долгу. С каждым раненым он вступал в личные отношения, помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Ныне стали широко известными слова владыки Луки: «Для хирурга не должно быть случая, а только живой страдающий человек».

Помимо того, что владыка Лука много оперировал, он должен был консультировать в разных госпиталях. В 1942 году за три недели профессор побывал в семи госпиталях, осмотрел более восьмидесяти человек. Он просил разыскивать раненых с гнойными, осложненными поражениями тазобедренного сустава, тех, кого большинство хирургов считали обреченными. Многие раненые из безнадежных были вылечены. Работать приходилось в невыносимых условиях. Здоровье владыки иссякало. Во время операций он все чаще опускался на стул, потому как не держали ноги. Трудно было подниматься по лестницам: давало себя знать хроническое заболевание легких, эмфизема. Молиться святителю приходилось дома: перед войной в Красноярске закрыли последнюю церковь. Радости богослужения были лишены в городе тысячи людей. Рассказывают, что верующие приносили владыке много икон, так что одна стена его комнаты вся блестела от окладов и лампадного света.

Срок последней ссылки закончился в середине 1942 года. Той же осенью святителя возвели в сан архиепископа на Красноярскую кафедру. Возглавляя ее, он продолжал хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества.

В 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру, а с 1946 по 1961 год был правящим архиереем Симферопольской и Крымской епархии.

Владыка Лука сделал ряд открытий, ввел в употребление регионарную анестезию. Перу выдающегося хирурга принадлежат знаменитые «Очерки гнойной хирургии», которые вышли в свет в ноябре 1944 года. До сих пор эта книга является настольной для многих хирургов. В декабре 1945 года святителя наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». За выдающиеся достижения в медицине он получил Сталинскую премию первой степени, которую пожертвовал на нужды сирот. В 1958 году Господь послал ему новое испытание — слепоту на оба глаза. Уже будучи совсем слепым, он продиктовал своему помощнику свою самую известную книгу автобиографию «Я полюбил страдание». Скончался владыка Лука 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших, и был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, а ныне его мощи покоятся в Свято-Троицком Соборе Симферополя.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!

Священное Писание, 52

Деяния святых Апостолов (глава 21, стихи 26-32)

те дни> Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Святое Евангелие от Иоанна (глава 16, стихи 2-13)

казал Господь Своим ученикам:> Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.

Проповедь Пастырей, 52

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Ни один человек на земле не может Бога вынудить что-либо сделать. Это только магия с помощью каких-то ухищрений пыта­ется заставить бесов на себя работать: по­колдовал, такие-то слова сказал, заклинание прочел — и вот оно как бы без усилий ду­ховных само вышло. Магия всегда проще: поставь четырнадцать свечей, плюнь через левое плечо, перевернись. В духовной жизни так не бывает. Каждый из нас знает, что нет на свете ничего труднее молитвы. Поэтому святые отцы говорили: «Молиться — это кровь проливать». И действительно, лучше всю посуду перемыть и дважды в квартире ремонт сделать, чем вечернее правило читать. Недаром мы всегда молитву откладываем на потом, потому что это каторжный труд. Лучше я сейчас вот это, вот это сделаю, чтобы у меня было оправдание: дескать, вот, Господи, видишь, я совсем без сил, Ты уж меня прости, я уж прочту как-нибудь.
Совесть наша обличает, конечно же, что это никакая не молитва, но все-таки перед Богом постояли — и то слава Богу.  Но лучше бы, конечно, не так. Лучше бы, конечно, чтобы это стало главным делом нашей жизни. Пусть это трудно, но этим трудом-то мы и свидетельствуем перед Богом, что мы Ему верны, что все-таки общение с Ним мы предпочитаем всему. Всему на свете мы предпочитаем общение с Богом: Святое Причащение, молитву, чтение Священного Писания. А еще общение с Богом происходит через оказание любви ближнему, потому что Господь сказал: что сделали «одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Конечно, очень трудно преодолевать в себе косность, дебелость, рассеянность, но награда, которая за это бывает, ни с чем несоизмерима. Тот малый труд, который че­ловек предпринял ради благодати, и та благодать, которую он получает, несоизме­римы абсолютно. Поэтому и называется «благодать» — Божий дар. Сколько бы ты ни трудился, хоть лоб расшиби, хоть тысячу поклонов каждый день делай, все равно, если Господь призрит на твой труд и даст тебе благодать, это все равно будет дар. Потому что любой труд ничто по сравнению с этим даром. Просто труд наш на этом поприще есть свидетельство наше перед Богом, что мы подлинно этого хотим.

32

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Светлое Христово Воскресение — ПАСХА!
На Пасхальную рубрику >>

В понедельник мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: