Духовное чтение на 12 июня 2019 года


Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 12 июня 2019 года, состоящий из следующих духовных и молитвенных рубрик:

• Жития святых – Священномученик Василий Смоленский, пресвитер;
• Священное Писание – Деяния святых Апостолов (глава 23, стихи 1-11);
• Евангелие дня — Святое Евангелие от Иоанна (глава 16, стихи 15-23);
• Проповедь пастырей – Из поучений протоиерея Димитрия Смирнова.

Жития святых 53

Священномученик Василий Смоленский, пресвитер

Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. Окончив в 1891 году Московскую духовную семинарию, Василий в том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии. В 1918 году отец Василий был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и по признании его невиновным вернулся служить в Казанский храм.

Однако очередное гонение на Русскую Православную Церковь не миновало его. В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. 19 октября отец Василий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу. Отбыв срок, 14 августа 1933 года отец Василий вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села, дабы поселиться за 101-м километром от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области, где стал служить в Никольской церкви.

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области, где его застала война. Когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, уходя от немцев, он вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий принял решение возобновить богослужение.

26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно. При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок.

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме. Советские власти, несмотря на войну, не изменили своего отношения к христианству, и, как только отодвигалась линия фронта, на освобожденной от оккупантов территории тут же возобновлялись гонения. От преследований не спасали ни тяжкие болезни, ни возраст – протоиерею Василию исполнилось в то время 73 года. 2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Начались многодневные допросы.

– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.

– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.

– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?

– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.

– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?

– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.

– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?

– Да, было известно.

– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?

– В селе Холмец я остался со всеми верующими.

– То есть остались дожидаться немцев?

– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.

– Где и кому служить?

– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.

– Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?

– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.

– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?

– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.

– Что вы им в свою очередь говорили?

– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».

– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?

– Таких молебнов я не служил.

– А проповеди произносили?

– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.

– Вы говорите неправду.

– Я показываю так, как было.

– Покажите о своей предательской деятельности.

– Предательской деятельностью я не занимался.

10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником… ».

Протоиерей Василий Смоленский скончался в больнице Таганской тюрьмы 12 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле. Однако рассмотрение его дела продолжалось, и 10 июля 1942 года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу. Однако приговор над ним уже совершиться не мог: Господь уже призвал к Себе Своего верного служителя.

Святые священномучениче Василие, моли Бога о нас!

Священное Писание, 53

Деяния святых Апостолов (глава 23, стихи 1-11)

те дни> Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь». Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признаю́т и то и другое. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу. Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость. В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Святое Евангелие от Иоанна (глава 12, стихи 36-47)

казал Господь Своим ученикам:> Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня», и: «Я иду к Отцу»? Итак, они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня»? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Наставление, 53

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Каждый христианин призван к святости. А если нас удовлетворяет наша такая жизнь — в постоянном забвении Бога, в нежелании стяжать под­линную духовную жизнь; если мы не хотим действительно достичь Царствия Небесного; если мы не плачем о том, что нет у нас подлинной святости; если не горюем о том, что мы никому не можем помочь своей молитвой, тогда мы так и останемся вне Духа Божия. Вот святой праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец плыл на пароходе, и он сел на мель. Что делать? Отец Иоанн пошел в уголок, помолился — вода в реке прибыла на два метра и пароход дальше поплыл. Вот это человек верующий, это человек духовный.

Заглавие, окончание 33

На главную страницу сайта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Светлое Христово Воскресение — ПАСХА!
На Пасхальную рубрику >>

В понедельник мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: