Еще раз о исповеди | Вопрос священнику

Вопрос по исповеди. Я начинаю с перечисления, как говорится, своих проступков… Я пожилой человек, и, по сути, больших „камней“ у меня уже нет, я в них исповедовалась. Где бы мне почитать, как исповедовались старцы?..

– Я думаю, старцы сами готовились на основе плача своего сердца, вопля своего сердца, – отвечает протоиерей Александр Трушин. – Чем больше человек понуждает себя вести духовную жизнь, тем острее он чувствует те прегрешения, греховные токи, которые вдруг по нему пробегают. Он ловит эти токи и сразу задает вопросы: а почему они пробежали? как оказалось, что я проводник этих токов? Как Вы сейчас сказали, большие «камни» у Вас исповеданы. Я думал, Вы скажете: «вырезаны», а песок остался. Ну что же, это ближе к медицине. Поэтому, друг мой, думаю, во-первых, внимательнее послушайте своего приходского священника, он наверняка периодически, как и все священники, произносит проповеди, посвященные исповеди: как готовиться, на что больше обратить внимание.

Второе. По практике могу сказать: хорошо, когда люди обращают внимание, что говорит Иисус Христос (когда вы читаете Евангелие). Я помню, как один из замечательных проповедников сказал: возьмите карандашик, подчеркните, читая Евангелие, только слова Иисуса Христа, и вы увидите те заповеди, которые Он дает нам и по которым нужно исповедоваться. Конечно, у нас есть общепринятые книги – труды Иоанна (Крестьянкина) о подготовке к исповеди и труды многих других отцов, которые также говорят об исповеди. А еще хорошо бы Вам поговорить во время исповеди со священником: «Батюшка, на что бы Вы хотели обратить внимание? На что мне обратить внимание как исповедующейся?» И Вы увидите, что Вам не понадобится сидеть целые вечера и составлять список, эдакие мемуары писать о прошедшей неделе или месяце. Наверняка есть основные вещи, то, что больше всего Вас раздирает.

Когда человек увидит это, то поймет, что все остальное проистекает от этой грязи. Одна капля яда упала – это не значит, что надо изолировать эту каплю; это значит, что и почву вокруг надо изолировать, а может быть, и те побеги растений, что родились на этой почве, возле этой капли. И так у нас появляется самое главное – выкопать, перекрыть эту каплю яда. Поверьте мне, тогда отпадет ряд вещей, которые становятся временной пылью. Конечно, у нас с вами грехи какие-то набегают, с какими-то мы не успеваем справиться, с какими-то и не пытаемся справляться, считая их неважными. Какие-то грехи стали составной частью нашей жизни, вот это самое страшное. Вот эту часть надо убирать. Какие-то грехи стали нашей страстью. Вот это надо вынимать. Их немного, всего несколько, а может быть, даже два-три, не больше. Но именно в этом надо исповедоваться.

Допустим, не могу справиться с бесконечным осуждением. Могу бесконечно приходить к батюшке и в этом исповедоваться… И вот со временем появляется, во-первых, желание справиться с этим грехом, во-вторых, Господь что-то посылает. Вдруг попадаются в руки те книги, которые подсказывают, как справиться именно с осуждением. Ведь посмотрите, мы с утра выходим, и начинается: и правительство не такое, и погода не такая, и уборщица не так помыла лестницу в подъезде; вышли из подъезда – дворник не убрал снег, водитель троллейбуса вовремя не подъехал. И так целый день. И человек втягивается в это и даже не замечает этого за собой. Он начинает выискивать какие-то грехи: вот я с женой поругался, вот чего-то не сделал… Милый, да ты день за днем живешь уже много лет и из осуждения не вылезаешь. Что ты волнуешься, что ты с женой в этот раз поругался? А ты попросил у нее прощения? «Нет, а что я буду просить у нее прощения, она же вовремя картошку мне не пожарила. Я пришел с работы, а есть нечего. Почему я должен просить у нее прощения?» Вот с этого момента ты как христианин кончился. Во всяком случае, приостановился. Обратись к своим близким. Кто-то из святых отцов нам напоминает: хотите узнать о своих грехах, выслушайте, что во время брани вам выставляют в осуждение. Когда вас бранят, какие высказывают ваши проблемы? И вы сразу узнаете, какие основные грехи вас сопровождают.

Что касается исповеди, многие священники стараются убедить своих исповедников сократить эту огромную исповедь, когда ее на нескольких листах приносят. Вот человек приходит каждое воскресенье исповедоваться, и каждое воскресенье у него по четыре исписанных листа с двух сторон. Знаете, не верю. В эти четыре листа не верю. А вот в два-три главных греха, которые мне называют (и я вижу, что они из него прут), верю. Но нередко человек за этим обилием мелкого сора, пыли не видит тех валунов, которые у него посреди дома лежат. Он к ним привык. Поэтому дай Вам Бог силы, радость моя; я верю, что Господь Вам пошлет это радостное состояние увидеть своего основного врага, который вцепился в нас… Знаете, аж до плача, до слез должно быть: «Ужас, как же мне от этого избавиться? Я никак от этого избавиться не могу». Дай Бог, чтобы это состояние было, потому что, повторяю, многие не хотят от этого избавляться, не считают и грехом. Вот тогда да, тогда страшно. Тогда сердце каменеет.

Вот, друзья мои, подготовка к исповеди. Попробуйте перечитать свой список, сократить его вдвое и из оставшейся половины выбрать три-четыре позиции, самые главные. Вы можете не переживать: батюшка вас не осудит, что вы так мало назвали. Вы можете ему сказать сразу: батюшка, называю самое большее, что меня раздирает.

Типичные ошибки на Исповеди

Как распознать грех лицемерия?

Как распознать грех лицемерия?