Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
В 3-й день Успенского говения предлагаем духовное чтение, посвященное сему дню, которое состоит из 4-й Песни канона Успению Пресвятой Богородицы, и пояснений иеромонаха Иова (Гумерова), касающихся Успенского поста.
4-я Песнь канона Успению Пресвятой Богородицы
Ирмос: Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе: сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Перевод с церковно-славянского языка:
[Изречения и загадки пророков приоткрыли воплощение Твое от Девы, Христе: “Сияние молнии Твоей для просвещения язычников выйдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: Силе Твоей слава, Человеколюбец!”].
Видите, людие, и чудитеся: Гора бо святая и явственная Богу в Небесныя обители превышше вземлется, Небо земное в Небесное и нетленное селение вселяемо.
[Посмотрите, народы, и удивитесь, ибо святая и славнейшая Гора Божия превыше холмов небесных поднимается; Небо Земное поселяемо бывает на земле нетленной и небесной].
Жизни присносущныя и лучшия смерть Твоя бысть прехождение, Чистая, от привременныя к Божественней воистинну и непреходимей преставляя Тя, Чистая, в веселии Сына зрети Твоего и Господа.
[К жизни вечной и лучшей переходом стала смерть Твоя, Чистая, перенося Тебя, Непорочная, от жизни временной к поистине божественной и неизменной, чтобы в радости созерцать Тебе Сына Твоего и Господа].
Взяшася двери Небесныя, и Ангели воспеша, и прият Христос девства Своея Матере сосуд; Херувими подъяша Тя с веселием, Серафими же славят, радующеся.
[Поднялись врата небесные, и Ангелы воспели, и принял Христос сокровище девства Матери Своей; Херувимы преклонились пред Тобой с веселием, Серафимы же Тебя славят, радуясь].
Вопрос: “Расскажите, пожалуйста, об Успенском посте. Должен ли я на работе скрывать свой пост, если остальные не постятся?”
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): “Двухнедельный пост в августе с 14 по 27 н. именуется Богородничным или Успенским, так как установлен перед великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, Которая перед Своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Успенский пост – древнее установление. Одно из самых ранних упоминаний о нем встречается у св. Льва Великого. Римский святитель в беседе, произнесенной около 450 года, называет его осенним. По строгости он приближается к Великому посту. Только в праздник Преображения Господня разрешается рыба.
По гражданскому закону Российской империи (Свод законов, ч.XIV, ст.177) на период Великого и Успенского постов прекращалась деятельность зрелищных учреждений.
Все, даже нецерковные люди, знают о существовании Успенского поста, поэтому надо его спокойно, не скрывая, исполнять. В соблюдении устава Церкви нет личной заслуги верующего. Если же по благословению духовника человек ради какой-то духовной цели взял на себя подвиг, не предусмотренный церковным уставом, то надо его совершать незаметно. Православный христианин, нарушающий уставные посты Церкви, легко может соблазнить неверующих людей”.
2-й день Успенского поста. Духовное чтение