Найти свою меру

Дорогие наши посетители сайта «Семья и Вера», поздравляем Вас со святыми днями Успенского поста!

Вот уже миновали три дня последнего перед церковным новолетием поста. 14 сентября начало нового церковного года, а пока мы в ожидании праздника Успения Пресвятой Богородицы и несем двухнедельный пост в память о Божьей Матери. Почему же Успение. Для кого-то покажется это странным, ведь успение значит смерть. Но любой христианин знает, что смерти не существует. Тем более – для Богородицы!

Ценность и смысл любого поста – это духовная радость, возможность избавиться от тлетворного влияния греха, обновиться. Но так ли просто достигнуть этой духовной радости? Как гармонично сочетать воздержание и мир в сердце и с близкими? Попробуем ответить на эти вопросы, разобравшись в понятии «воздержание». Поразмыслим над тем, как же найти каждому из нас меру этого самого воздержания.

Воздержание чудеса творит. Так в житии преподобного отца нашего Тимофея, иже в Символех, пишется, что он через воздержание волны страстей укротил, сделался бесстрастным, явился приятелищем Святого Духа, девственником сохранился душою и телом. Дар чудотворений принял, бесов от человеков прогнал и всякий недуг уврачевал. Такие-то чудеса сотворило воздержание для Тимофея и такую-то великую пользу принесло ему. Неужели же воздержание принесло великую пользу одному Тимофею? А другим?

Найти свою меру

Далее, ещё один муж о воздержании говорит: «Воздержание делает человека умеренным, бережливым, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Сия добродетель, если обитает в душе, то укрощает похоти, умиряет страсти, святые желания умножает, порочные наказует, все внутри нас испорченное в порядок приводит, развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огонь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает».

Итак, не одному преподобному Тимофею принесло великую пользу воздержание, но принесло и приносит другим. Поэтому и будем держаться этой добродетели и преимущественно воздержания духовного, ибо телесное воздержания без духовного ничто. Будем воздерживаться от гордости, от зависти, от ненависти, убивающих всякую награду и воздержание телесное… Одно воздержание телесное без внутреннего – духовного, повторяем, ничто и никакой пользы нам не принесет.

Как мы видим, воздержание – неотъемлемая часть нашей духовной жизни, без него не сможем достичь для души ничего полезного. Однако, мы миряне, должны поститься в своей мере, без особого подражания древним подвижникам благочестия, дабы потом не сорваться и не впасть в уныние. И с другой стороны, нужно стараться не послаблять себе духовный и физический пост без веских на то оснований, чтобы не быть духовно расслабленными.

Но как же определить себе эту золотую середину меры поста, чтобы не впасть в крайности. Возможно, одним из сигналов того, что мы делаем что-то не так, является отсутствие мира в сердце. И тут стоит призадуматься, проанализировать без спешки наше духовное и телесное воздержание, хорошо было бы посоветоваться с духовником или просто со священником на исповеди.

Сейчас, наверное, редко можно встретить человека, который не пользуется социальными сетями. Любой интернет-ресурс может быть использован во благо или во вред, опять же надо быть рассудительным. Ведь не мало примеров, когда с помощью социальных сетей помогали нуждающимся в лечении людям, собирали средства на строительство храма, да и просто находили людей, которые делом и словом наставляли, помогали. Но вместе с тем может быть и вред. Например, если читая ленту, подкрадывается осуждение, зависть или другие греховные чувства и мысли, то возможно имеет смысл ограничить или воздержаться от использования социальных сетей. И таким образом во всём!

И опять же возвращаясь к греху осуждения, важно помнить, что у каждого человека своя мера. «К другим быть помягче, а к себе построже», — советует монах Оптиной пустыни о. Илиодор. И тогда с Божьей помощью мы будем приближаться к исполнению молитвенного прошения «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

4-й день Успенского поста. Духовное чтение

Ликую без причины