Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие

Дорогие братья и сестры, поздравляем Вас с Воскресным днем!

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение посвящено рассказу о богатом юноше.

Ниже приводим отрывок из главы 19-й Евангелия от Матфея, посвященный данному рассказу.

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Когда Иисус направлялся в Иерусалим, на Его пути встречалось множество народа, с которым Он беседовал во время привалов, которые были необходимы для отдыха. Однажды к Нему подбежал некто и упал пред Иисусом на колени, вопрошая: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Этот юноша искренне желал узнать ответ на свой вопрос, а не просто испытывал Христа, как некогда делал законник.

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие

Христос ответил юноше, что для вечной жизни нужно соблюдать заповеди Божии. Несмотря на то, что юноша знал все законы Ветхого завета, он ещё раз уточняет  их. Господь перечисляет ему все ветхозаветные заповеди и заканчивает последней: «люби ближнего твоего, как самого себя».

На что юноша отвечает, что исполняет все эти законы, и пытается узнать, чего же ему ещё не хватает.

Тогда Господь произносит следующие слова: «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим, и приходи и следуй за Мною; и будешь иметь сокровище на небесах». Евангельское повествование говорит нам, что юноша опечалился и отошел, услышав эти слова Иисуса Христа.

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие

Христос предложил юноше отречься от богатства, которое сделалось для него кумиром, предложил расстаться раз и навсегда с грехом любостяжания. Почему же юноша не возгорелся сердцем? Возможно, потому что исполнял ветхозаветные заповеди в духе современных ему книжников и фарисеев. В душе юноше происходило противоборство между желанием стяжать спасение и наследовать жизнь вечную, и любостяжанием. Богатый юноша предпочел последнее.

Из разговора Иисуса Христа с юношей можно заключить, что в ветхозаветных заповедях была полностью отражена вечная, неизменяемая воля Божия.  Но помешало евреям наследовать это блаженство то, что они существенно исказили смысл этих заповедей. А заповедь о любви к ближним вовсе не поняли, так как принимали в качестве ближнего только евреев.

Христос же дополняет заповеди указанием на возможность человека быть совершенным. А для этого нужно отречься от всего, что мешает на пути спасения.

Слова Иисуса Христа: «продай имение твое и раздай нищим», – имеют условный характер и зависят от отношения богатого к своему достатку. Если для человека богатство есть достояние Божие, которое дано ему для разумного, рассудительного управления по воле Божьей, а не для собственного наслаждения, то можно достичь спасения души и не раздавая всё нищим.

Но, к сожалению, человеческая природа настолько слаба, что чаще всего богатство приводит к порабощению воли, к притуплению совести. Именно с этим связаны слова Иисуса Христа, обращенные к апостолам: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!».

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие

Апостолы от таких слов пришли в трепет и смятение, потому что в дальнейшем им придется проповедовать Христово учение среди таких же людей с искаженным пониманием заповедей. Господь несколько успокаивает своих учеников, давая им понять, что в Царство Божие трудно войти не богатым вообще, а надеющимся всецело на силу, заключающуюся в их богатстве; всецело распоряжающимся своим достоянием на удовлетворение своих прихотей, а не на помощь ближним; которые имеют любовь только к себе, а Бога и своих родных и близких позабыли.

Само по себе богатство не является злом, но лишь человеческое пристрастие к нему может оказаться  пагубным для человека. Страсть к богатству в человеке так сильна, что давшие ей волю потом бывают не в силах с ней справиться. Поэтому, вообще говоря, богатому трудно войти в Царство Божие, а самонадеянному богачу просто становится невозможным как корабельному канату или верблюду просочиться сквозь ушко иглы.

Так кто же может спастись? – вопрошают апостолы. Иисус ясно отвечает, что для тех, кто всеми силами своей души привязался к богатству войти в Царство Небесное и быть членами Царства Божия возможно только при особой помощи Божьей.  Очень часто случаются в жизни непреодолимые силой богатства обстоятельства, которые отвращают самонадеянных богачей от страсти любостяжания и приводят к Богу. Оказывается, что богатство очень часто бессильно во многих ситуациях. Всесилен лишь только Господь Бог!

Выбор вопрошающего богатого юноши в евангельском повествовании далее не определён. Но все мы понимаем, что всё в Евангелии несёт глубокий смысл. И ответ на вопрос: «Остался ли этот юноша в нерешительности всю свою оставшуюся жизнь?», – может узнать каждый лично для себя и передать этот ответ другому невозможно, ведь этим юношей является каждый из нас.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

Неделя 35. О трудности надеющимся на богатство войти в Царствие Божие

Ликую без причины