Воспитание короля | Инструкция

В современном обществе довольно распространено мнение, что до определенного возраста к ребёнку (лет до 3-6) нужно относиться как к королю. Такое отношение оправдывается якобы формирование уверенной в себе личности, без комплексом, способного в дальнейшем быть лидером.

Но действительно ли настоящие короли воспитывались в такой манере, как мы видим в советских сказках, где цари и царевичи   чаще всего капризны и слабовольны.

Предлагаем Вам, дорогие читатели, развенчать подобного рода мифы и представляем Вашему вниманию выдержки из наставлений императрицы Екатерины II о воспитании её внуков.

Воспитание короля | Инструкция

  • Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
  • Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
  • Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
  • Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.
  • От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1-е) от упрямства, 2-е) от чувствительности и склонности к жалобе. Различить и те, и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие слезы не должно дозволять, но надлежит запрещать всякие слезы.
  • Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей»
  • Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить. Когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать, стыдя их ими; ибо твердость духа и разума подкрепляет добродетель.
  • Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хотений и подчинение хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и справедливости, прежде еще, нежели ум созреет.
  • Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию нам и императорской нашей власти. Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.
  • Дети вообще неосторожны, забывчивы, непостоянны и резвы, и для того, когда провинятся от сих причин, а не от упрямства; то унимать их с тишиною и мало по малу приводить к поправлению.
  • Буде же окажется явное в них упрямство, либо непослушание, или презрение к напоминаниям тогда уже унимать их не мешкая.
  • Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать, но поваживать воспитанников просить того, чего желают, и благодарить за то, что получили.
  • К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
  • Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
  • Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
  • Сверх того поваживают их, чтоб часто ноги мыли в холодной воде для избежания простуды и мозолей на ногах, и чтоб не опасались мочить ног. Сие, начав с весны или лета и продолжая во всякое время года, предупредит многие простуды.
  • Веселость нрава их высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротиву того поощрять их нужно ко всякому движению и игре, летам и полу их сходственным; ибо движение дает телу и уму силы и здоровье. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило им самим, или жизнь имеющему, вредное, и сохраняли бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся.
  • Не оставлять их высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получили бы умножение знания.

Несомненно, принципы воспитания Екатерины II, проверенные несколькими столетиями, полезно и интересно читать и в наши дни.

Широкое сердце

Юности честное зерцало. Будь смиренен, приветлив и учтив

Широкое сердце

Широкое сердце