Закон духовной наследственности

Физическое, душевное и духовное состояние детей сильно зависит от состояния их родителей. В законе Моисеевом написано: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20,5-6).

Здесь важно отметить, что Господь наказывает не всех подряд – а только «ненавидящих» Его: тех из потомков грешников, кто не хочет знать Бога, не стремится жить по Его заповедям. Значит, личным покаянием каждый человек может очиститься от греховного груза предков и заслужить Божественную милость.  Особое благоволение Божие – к потомкам праведников, то есть людей, которые любили Бога, исполняли Его заповеди. Здесь милость Господня к их детям не знает границ – «до тысячи родов любящим Меня».

родители, дети

О вине отцов, тяготеющей над детьми, и одновременно о личной ответственности каждого из нас за свои собственные грехи от лица Божия говорит пророк Иезекииль, отвергая пословицу «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»: «Если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им… то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. А отец его… умрет за свое беззаконие» (Иез. 18, 14-18).

«Умрет» означает не только физическую смерть через болезни или бедствия, но прежде всего смерть духовную, ибо душа грешника умирает и наследует вечную смерть, если он не покается.

То же говорится и в Книге пророка Иеремии: «… каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31,30).

Тем не менее, Господь сохраняет неотвратимость наказания для всех нераскаянных грешников. Хотя наказание по долготерпению Божию может и не настигнуть человека сразу, чтобы он мог осознать свой грех и покаяться, но, если покаяния не будет, Господь прямо говорит о его наказании: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего  и не будешь стараться исполнять все заповеди Его… проклят ты будешь… проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей… Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными… доколе не будешь истреблен» (Втор. 28,15-18,59-61).

В Новом Завете принцип неотвратимости наказания за грехи сохраняется . Господь говорит об этом в притче о домоправителе (Лк. 12, 42-48). Если человек, раб Божий, нарушал волю Божию, грешил, «то придет господин раба того в день, в день который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал во воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше. И от всякого, кому дано будет много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 46-48).

Преподобный Марк Подвижник пишет: «Когда увидишь человека грешащего, который никогда не каялся и никогда ничем не болел, знай, что его ждет немилосердный суд». Преподобный имеет ввиду не только наказание в этой жизни, но и неотвратимость посмертного воздания за грехи.

«Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои… Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», – говорит Господь через пророка Исаию (55,8-9). Пути Промысла Божия не всегда понятны нам, но, по словам псалмопевца Давида, «суды Господни – истина, все праведны» (Пс. 18,10) – они всегда благие и направлены к нашему спасению.

Закон духовной наследственности

Как возвышены для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» – восклицает царь и пророк Давид (Пс. 138,17). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13,12), – говорит апостол Павел о нашей духовной полуслепоте здесь, на земле, и о грядущем прозрении на Страшном суде, когда раскроются тайны Божии, касающиеся и нас, и наших детей.

Это относится и к попыткам рассуждать, насколько «справедливы» или «несправедливы» Божественные законы, когда говорят о том, что за грехи родителей страдают невинные дети. Насколько высшая, Божественная справедливость превосходит всякие человеческие понятия о справедливость, свидетельствует факт крестной жертвы Сына Божия. По мнению преподобного Исаака Сирина, « нельзя называть Бога справедливым, поскольку за грехи мира Он не пощадил Своего Единородного Сына. Праведник невинно пострадал за неправедных». « Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками», – добавляет апостол Павел (Рим. 5,8). Господь добровольно отдал Свою Жизнь не в качестве платы за собственные грехи, а во искуплении грехов рода человеческого. «Вы кплены дорогою ценою», – напоминает всем христианам апостол Павел (1 Кор. 6,20).

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

Должны ли дети расплачиваться за грехи родителей?

Ликую без причины