Молитва за некрещеных

Можно ли молиться о упокоении некрещенного родственника? Можно ли читать Псалтырь? Как ещё молиться?

Начнем с того, что Псалтырь –  это ветхозаветная книга, – отвечает протоиерей Олег Стеняев. – Она не является новозаветной книгой. Эта книга читалась и за живых и за мертвых, когда еще не было христианского крещения, когда еще Церковь не возникла. И конечно же, Господь проявляет заботу о всем своём творении. И если у нас умирают некрещенные родственники, например, то родство обязывает. И мы должны в любом случае молиться за родных. Хоть мы не знаем, в каком состоянии они покинули этот мир. Может быть, у них было намерение креститься.

В древние времена намерение креститься вменялось в само крещение. Ведь мы канонизировали в Церкви некоторых людей, которые не были крещены. Это мученики, которые не успели креститься, но у них было намерение креститься.  А мученичество в широком смысле – это не только когда тебя ставят к стенке и говорят: «отрекайся от Христа или тебя расстреляют». Это когда мы выносим обиды, когда мы страдаем за справедливость, за отстаивание семейных ценностей. Тут тоже есть момент мученичества. Потому что мы к мученикам причисляем не только тех, которые были расстреляны в обязательном порядке – нет, но и тех которые умерли в ссылке и тех которые в тяжелых недугах скончались,  подвергались гонениям, преследованиям. Поэтому это тайна, на самом деле.

Когда человек умирает, мы не видим всей картины происходящего. Да мы знаем, чтобы спастись, надо веровать и креститься. Кто не будет веровать и креститься, тот не обретет дар спасения. Но иногда от человека это не зависит. У него есть намерение креститься, а обстоятельства складываются так, что его взяли и расстреляли. Сколько оглашенных казнили в античные времена, и Церковь всегда вменяла их это намерение креститься как бы в само крещение. И даже было такое понятие –  крещение в крови. Хотя это условное понятие. Крещение – «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но когда люди уже имели движение в сторону христианства.

Канон. Молитва

В житии Вонифатия Многострадального мы читаем, что когда он увидел, как пытают христиан,  то в его сознании произошла просто вспышка. И в этот же момент он говорит: «Я христианин». Едва ли он проходил какое-то оглашение. Едва ли он имел намерение креститься. Благодать Божья, Дух Божий, о котором сказано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8). Дух Божий коснулся его, и Вонифатий оказался во святых. Если вы почитаете, как он оказался в том городе, где его казнили, какие обстоятельства тому сопутствовали, то вы еще больше удивитесь. Советую прочитать это житие. Начинаешь понимать, что все не так просто.

Поэтому молиться за посторонних людей сложно. И действительно, молиться за кого-то –  кровь проливать, в некотором смысле. Но вот родство обязывает нас молиться. И родство обязывает нас заботиться о людях. Пока они еще живы, чтобы они обратились в нашу веру. Как в Писании сказано: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8).

Мы почитаем иконы. Как относится к памятникам святых?

Как в храме поминать усопших?

Как распознать грех лицемерия?

Как распознать грех лицемерия?