Философия лягушки

Святые нашей православной Церкви имели крепкую веру. Такую веру, которая подвигла их на мученическую смерть, подвижническую жизнь, жертвенную любовь к ближним и ко всем людям. Такую же веру они заповедали иметь нам через свой добрый пример.

Но так ли это просто с доверием и твердой верой нести свой жизненный крест. Иногда наши духовные очи слепнут, и мы не видим явного. Мы видим только то, чем мы живем сейчас.

Сегодня предлагаем прочитать проповедь святителя Луки Крымского, в которой он ещё раз напоминает нам о необходимости иметь крепкую веру, через которую мы имеем возможность познавать невидимый мир и наполнять свою душу истиной.

Философия лягушки

Помимо окружающей нас вселенной, помимо всего, что мы можем осязать руками и видеть глазами, есть ещё безграничный невидимый мир, непостигаемый нашими пятью чувствами. Но если он недоступен нашим чувствам, можем ли мы сказать, что его нет? Можем ли мы ограничивать всё знание только тем, что мы видим, слышим, ощущаем?

Живет в болоте лягушка и ничего не знает кроме него. Не знает, что на земном шаре высятся громадные горы, не ведает об обширных океанах и морях, ничего не слышала о достижениях культуры, о науке, искусстве, о величайших событиях в истории человеческой. Она не представляет себе, что существуют бесконечные звездные миры, планеты, совершающие свой путь вокруг солнца. Ее ведение о природе ничтожно и ограничено болотом.

Представим же себе, что лягушка имеет разум и способна философствовать. Что бы она сказала тогда? Примерно следующее: «Существует только то, что я вижу и слышу, только мое болото и те мошки, бабочки и черви, которых я глотаю, а больше ничего нет. Глупы те, которые говорят о каком-то ином, невидимом мире».

Лягушка

Так и мы, если дерзнем утверждать, будто не существует ничего во вселенной, кроме воспринимаемого нами, то будем не разумнее лягушки. Ибо неужели наших жалких пяти чувств достаточно для постижения всего, как видимого, так и невидимого?

Люди науки, чуждые религии, с презрением относятся к вере. Они говорят, что нужно помышлять и рассуждать только о доступном нашему исследованию, а все разговоры о потустороннем мире – пустые бредни. Но хотя они отвергают веру, могут ли сказать, что сами в своей деятельности по изучению природы и всего видимого мира чужды всякой веры? Могут ли они сказать, что вера есть принадлежность только людей религиозных?

Ведь в своих научных исследованиях ученые неизбежно допускают веру – она у них нерелигиозная, – ибо они на веру принимают весьма многое из того, что доказать или практически познать не могут. И всегда, во все периоды развития человечества, в научном мышлении огромное место занимала научная вера.

До недавнего времени никто из ученых не мог подумать о том, что атомы, из которых состоит материя, могут быть разложены на еще более мелкие элементарные частицы. Была всеобщая вера в неделимость атомов. И что же? Она рухнула, ибо открытие радиоактивных веществ показало, что атомы распадаются. Электроны заняли место атомов, став первичными единицами всякой материи. Теперь утвердилась всеобщая вера ученых в электрон.

Если я скажу, что мы верим в Бога, мне возразят: «Бога никто не видел». Но ведь и электрон никто не видел. Никто его не взвешивал. Откуда же эта вера в него? Ученые отвечают: «Мы верим в электрон потому, что, познаем его по его проявлениям, по действиям которые он обнаруживает. Мы его не видим, но мы убеждены в его существовании».

Но если ученые вправе верить в электроны, не видя их, то какое право атеисты имеют говорить, что бессмысленна наша вера в Бога, Которого тоже никто не видел? Мы познаём Бога так, как ученые познают электроны, – по проявлениям Его, по действиям Его, по излияниям на нас силы Божией, по благодати, которую мы ощущаем в наших сердцах.

Философия лягушки

Много было споров и попыток одних людей доказать, что Бог существует, а других – что Его нет. И никогда, на протяжении всей истории человечества, никто не мог переубедить своих противников, ибо дело – не в доказательствах. Рассуждением доказать существование Бога нельзя. Бога можно воспринимать только чистым сердцем. Веровать в Бога мы имеем такое же право, как ученые – в свои научные гипотезы. Разница только в постоянстве вере.

Пусть великая наука, облагораживающая род человеческий, идет своим путем, пусть исследует тайны природы. Мы преклоняемся перед её достижениями. Но наряду с этим у нас есть другой путь – путь веры, посредством которой мы познаём мир невидимый, которая наполняет сердца наши, когда причащаемся мы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Мы верим: это не просто хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христовы. Вот что такое вера, вот почему без неё нельзя спастись, вот почему сказал Господь: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Аминь.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

Вера в Бога творит чудеса!

Ликую без причины