Рассудительность в посте

Поздравляем Вас, дорогие братья и сестры, с Рождественским постом и молитвенно желаем всем примирения с Богом и образом Его, который отражается в наших ближних!

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который берет свое начало ещё со времен древних христиан. В течение всего года верующие соблюдают четыре многодневных поста. Рождественский – последний из них. Он длится 40 дней, поэтому именуется Четыредесятницей, как и Великий пост. Рождественский пост имеет также и другое название – Филиппов. Это связано с тем, что накануне поста приходиться день памяти апостола Филиппа.

Рождественским постом верующие христиане подготавливаются к празднованию Рождества Христова. По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.

Церковь в Рождественский пост предписывает воздерживаться от скоромной пищи: мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения. В понедельник, среду и пятницу по уставу запрещается рыба, вино и елей. В остальные же дни разрешается принимать пищу с растительным маслом. В великие праздники, в субботние и воскресные дни, разрешается принимать в пищу рыбу. Если храмовый праздник или праздник великого святого приходится на вторник или четверг, то также разрешается рыба, в среду и пятницу разрешение – на елей и вино.

Все эти уставные правила написаны для всех, но следует подходить к воздержанию во время поста по своим силам и возможностям в согласии с духовником или священником.

Ниже публикуем статью о рассудительности в посте из книги Н. Е. Пестова «Путь к совершенной радости».

Рассудительность в посте

О рассудительности в посте

Как и для всякой добродетели, для поста также нужна рассудительность. Как пишет прп. Кассиан Римлянин, «крайности… с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пребыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отревать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день».

Вместе с тем, пост не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других. Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 – 18). А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище. Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения. Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание. Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте: вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды».

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптиной пустыни. Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Про московского митрополита святителя Филарета рассказывают такой случай. Как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный. Виду не подал митрополит и, – не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).

Но иногда нарушение поста будет не ради любви, а человекоугодием. Например, игумен Никон (Воробьев) в одном письме говорил, что нужно вкушать все, что предлагают в христианском доме, а в другом – что не надо ходить в дома, где не соблюдается пост. Здесь нужен совет с духовником.

Монах. Трапеза

Учитывая необходимость, можно при больном и слабом теле и преклонном возрасте для поста делать послабления и исключения. Св. апостол Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23).

Прпп. Варсонуфий Великий и Иоанн говорят: «Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста –  ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть – не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

Действительно, для престарелых людей бывает трудно для поста менять свой привычный режим питания. Такая перемена часто несет за собою желудочные заболевания и потерю в какой-то мере трудоспособности. Последнее же, по мнению св. Варсонуфия Великого, указывает уже на неправильность поста.

Однако нарушающим пост по болезни или старости все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Поэтому когда духовным детям старца прп. Алексия Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, до старец велел в этих случаях себя осуждать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Самым правильным будет согласование каждым из нас меры своего поста с духовником или со священником на исповеди.

В заключение статьи хотелось бы напомнить всем нам, что любовь все покрывает, и блаженно то сердце, которое в своей жизни подчиняется закону любви.  Хотелось бы привести нам в назидании рассказ святителя Николая Сербского. Очень мудрое наставление и глубокомысленный пример нам преподает святитель.

Вот его рассказ: «Великое дело – пост, но любовь еще больше. Если постом прогоняются бесы, укрощаются страсти, умиротворяется тело, упорядочивается дух, то любовью Бог вселяется в человека. Сам Господь подчеркнул необходимость поста, но любовь выделил как главную заповедь. В первой половине прошлого столетия Охридом правил Джеладдин-бей, отложившийся от султана самостоятельный властитель, а Церковью в то время управлял митрополит Каллиник. Джеладдин-бей и Каллиник, хотя и исповедовали разные веры, однако были хорошими друзьями и часто друг друга посещали. Однажды Джеладдин-бей приговорил 25 христиан к повешению. Казнь должна была бы состояться в Великую Пятницу. Митрополит в крайней тревоге от происходящего пришел к Джеладдин-бею и начал просить его о смягчении наказания. Пока они беседовали, подошло время обеда, и бей пригласил митрополита на трапезу. На обед была приготовлена ягнятина. Митрополит извинился, что из-за поста он не может остаться обедать, и приготовился к выходу. Бей опечалился и сказал митрополиту: «Выбирай: или ты будешь со мной обедать и избавишь 25 человек от виселицы, или не сядешь за трапезу и обречешь их на виселицу». Митрополит перекрестился и сел за трапезу, а Джеладдин помиловал осужденных.»

Пост очень важен для очищения нашей души. Но любовь должна быть выше и важнее. Ведь если наш пост ведет к огорчениям, расстройствам и даже ссорам, то все наши труды воздержания не принесут душе никакой пользы.

Во всем нужно сохранять рассудительность. И с особенной мудрой рассудительностью нужно подходить к воздержанию во время поста. А в сложных ситуациях лучше постараться найти приемлемое решение вместе с духовником или священником на исповеди.

Закат, зима, 8

1-й день Рождественского поста. Духовное чтение

Рождественский пост. С 28 ноября по 6 января. Рубрика

На главную страницу сайта