Страсти так же заразительны, как и болезни

Страсти по духовному устроению заразительны; например: злоба, еще не высказанная на словах, не выраженная на деле, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим приметна; возмущаюсь я страстью, мое возмущение касается и сердца другого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату, уничтожится и в нем; успокоишься сам, успокоится и он.

Сегодняшняя наша статья профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова посвящена губительному свойству страстей – их заразительности.

Страсти так же заразительны, как и болезни

Преподобный Варсонофий Оптинский пишет, что «страсти столь же заразительны, как и болезни». Многие из нас считают, что ниши страсти и грехи никого не касаются, если погибаю я сам, то других-то своей гибелью не хочу губить. Но страсти так же заразительны, как и болезни.

Эта истина может бросить в дрожь всех людей, особенно семейных, особенно тех, кто окружен множеством родственников, друзей, людей, под началом которых находятся огромные коллективы.

Христианину стразу должно стать понятным, почему нужно быть, по крайней мере, осторожным со своими страстями. И здесь речь идет не только о таких тяжелых духовных болезнях, которые сами вылезают наружу, например, пьянство. Нет, дело оказывается более глубокое, оказывается, что те страсти, которые есть внутри человека, они не доступны только внешним чувствам других людей, а христианство говорит, что есть непосредственное духовное соприкосновение людей, которые вместе живут, работают  и т.д. И это внутреннее соприкосновение имеет гораздо большее значение, чем внешнее. Мы все друг на друга действуем. Посмотрите, как народ всегда хотел увидеться с каким-нибудь святым человеком, даже не потому, что у него был какой-то вопрос, а просто подойти хотя бы к нему, как говорят, взять благословение. Интуитивно, помимо всякого богословия и рассуждения, народ чувствует, что здесь прикасается к чему-то, что благотворно действует на его душу.

Так же оказывается можно соприкоснуться и с не благотворным. Поэтому насколько возможно надо бороться с самими собою. Христианство дает уникальное средство, которое не знает мир. Человек без христианской  веры будет мучиться совестью, ходить с тяжким грузом вины, а то еще и запьет. Одна из великих ценностей христианства, которой, кстати, нет в других религиях, является покаяние.

Покаяние – это действительная ценность в жизни человека. Сколь многие люди, принося истинное раскаяние в своих не только обычных грехах, в преступлениях тяжких, получали такое облегчение, такой груз сбрасывали они со своей души. Поэтому святые отцы говорили, покаяние – это то, что до последних дней жизни человека должно быть в его душе. Ибо покаяние, помимо того, что очищает душу человеческую, когда человек обращается к Богу, но и приносит мир душе, устанавливается мир с другими людьми. Какое это великое благо! Это великая ценность, которую имеет только христианство.

Покаяние, раскаяние

И вот когда речь идет о грехах, о страстях, то в первую очередь мы должно говорить о покаянии. Покаянии каком? Речь идет не о том, чтобы к священнику бежать, а речь идет о покаянии, которое мы должны приносить тут же. Вот обманул –  тут же в себе самом покаялся. Нужно здесь и сейчас приносить покаяние перед Богом. Оказывается, это эффективное средство, без которого наше духовная жизнь просто невозможна. К священнику, я скажу, надо идти в самых серьезных ситуациях или когда особенно болит душа о чём-то, чтобы не мучить батюшку. Ведь мы приходим не за каким-то юридическим актом. Священник не судья, который снимает вину, нужно покаяние, а каяться человек должен сам в себе. На исповеди он должен назвать самое-самое и занять не более 2-3 минут. И никаких расспросов, консультации потом, вне исповеди.

Покаяние – это великое дело, это действительно христианская ценность, которая вне христианства не существует. Мы обладаем возможностью приобщения этой ценности.

Какая тесная связь между душами! Верно слово Апостола: мы друг другу удове (Еф. 4, 25) – члены, или едино тело есмы мнози (1 Кор. 10:17). От единыя крови весь род человеческий (Деян. 17:26). Потому-то божественная заповедь требует: возлюбшии искренняго твоего, якоже себе (Мф. 22:39). На взаимном чувстве или понимании наших душ друг друга основывается действие или бездействие проповеднических слов: если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью, и слово не имеет той силы, которую оно могло бы принести в том случае, когда проповедник произнес бы его сердечно, особенно когда сам исполнял бы слово свое на деле. Между душами человеческими находится слишком тесная внутренняя связь и сообщение. Потому-то добрые, благочестивые, сердечные расположения сообщительны душам других, особенно же добрые дела.

Вспоминаются знаменитые слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». От нашего исправления, от нашего искреннего стремления к свету и добру зависит духовное состояние людей вокруг нас.

Разноцветные моря

Болезнь, раскаяние, грех и снова болезнь…

Ликую без причины