Я – раб Божий
Добрый день, дорогие наши посетители!
Почему Церковь записывает всех в разряд рабов, хоть и Божиих? Почему мы не говорим: «Я – друг Божий», а говорим: «Я – раб Божий»? Почему – раб, а не друг?
На данный вопрос отвечает протоиерей Александр Лебедев:
“Осознание своей подчиненности не означает признания своей униженности, даже, более того, может служить источником радости. Поясню примером. Одно из самых несвободных состояний — состояние воина, который со всех сторон ограничен приказом (а это, как известно, дело добровольное: xoчешь – выполняй, а хочешь – попробуй не выполнить).
Однако нести все тяготы армейской службы солдат может с воодушевлением и даже радостью, если сознает, что служение его подчинено какой-то высшей, достойной и праведной цели. К примеру, солдаты суворовской армии своего главного угнетателя и тирана — Александра Васильевича — встречали с неподдельной радостью и гордились своим подчинением ему, а не какому-либо другому военачальнику.
В Церкви происходит что-то подобное. Человек осознает или же как-то нутром ощущает, что он не просто топчет ногами землю, что вся его жизнь — служение Тому, выше, чище, достойней, красивей Кого не было, нет и не будет.
Есть такое церковное выражение — «работать Богу». Так вот, мы рады, что работаем именно Ему, что мы рабы ни политического режима, ни экономических случайностей, ни идеологии, ни жизненных превратностей, а рабы Бога Живого.
В человеке от природы, изначально, укоренено чувство священного, некая потребность поклоняться, однако объект поклонения должен быть выше нас самих.
А выше человека только Бог, поэтому так противно видеть, когда поклонение направлено на недостойный объект — вождя, начальника, певца-кумира, любовника и т.п.
Христианство же дает нам возможность поклоняться Тому, Кто этого достоин. Такое поклонение не унижает, а возвышает человека, потому что приобщает его к Богу «в высоких живущему» (выражение, встречающееся в богослужебных текстах). Так что можно сказать, что «раб Божий» — не унизительное клеймо, а почетное звание.
Нужно заметить, что «раб Божий» — это именно самоназвание. Христос в последние дни Своей жизни на земле называет Своих последователей не рабами, а друзьями: “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами” (Ин. 15, 14 — 15). Но что-то, видимо, мешает православным принять это предложение быть «на равных».
Это что-то — осознание своей греховности и сущностного отличия: все-таки Бог есть Бог, а человек — это всего лишь человек.
Бог может относиться к нам как хочет, но мы на панибратские отношения с Ним претендовать не вправе. Поэтому человеку чуткой совести быть православным «рабом Божьим» гораздо уютнее, чем по сектантски заявлять: «Мой лучший друг Иисус»».
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
— “Осознание своей подчиненности не означает признания своей униженности, даже, более того, может служить источником радости. Поясню примером. Одно из самых несвободных состояний — состояние воина, который со всех сторон ограничен приказом.
— Есть такое церковное выражение — «работать Богу». Так вот, мы рады, что работаем именно Ему, что мы рабы ни политического режима, ни экономических случайностей, ни идеологии, ни жизненных превратностей, а рабы Бога Живого.
— В человеке от природы, изначально, укоренено чувство священного, некая потребность поклоняться, однако объект поклонения должен быть выше нас самих.
— Христианство же дает нам возможность поклоняться Тому, Кто этого достоин. Такое поклонение не унижает, а возвышает человека, потому что приобщает его к Богу «в высоких живущему» (выражение, встречающееся в богослужебных текстах). Так что можно сказать, что «раб Божий» — не унизительное клеймо, а почетное звание.
— Бог может относиться к нам как хочет, но мы на панибратские отношения с Ним претендовать не вправе. Поэтому человеку чуткой совести быть православным «рабом Божьим» гораздо уютнее, чем по сектантски заявлять: «Мой лучший друг Иисус»».
ОТВЕТ:
Рабы никогда не уходят на пенсию, но работают у хозяина до кончины своих дней.
Добрые рабы выполняют работу, им поставленную хозяином, безукоризненно.
Наше задание на земле – СЛУШАТЬ то, что ГОВОРИТ Иисус Христос и чётко и аккуратно выполнять, поставленные нам задачи.
У каждого человека есть своё место (в обществе) в этой жизни. Всякая работа должна быть полезной обществу, в котором живёт человек. Всякий человек ДОЛЖЕН НЕСТИ ЛЮБОВЬ И МИР В ОКРУЖАЮЩУЮ ЕГО СРЕДУ! Выбор работы – ответственный шаг! Всякая работа важна! Главное выполнять её с любовью и крепкою верою в Бога! Работа на земле – оплачивается работодателем. За пользу людям и любовь к окружающему нас миру возблагодарится Господом Иисусом Христом (каждому в своё время: кому – при жизни на земле, кому – после телесного успения).
Само понятие раб вмещает в себе смиренное исполнение своего долга пред Богом!
Вот по-этому нам всё время и говорят: СМИРЯЙТЕСЬ!
Выполнять работу Богом посланную бывает не всегда удобно и комфортно, по-этому люди иногда НЕ ИСПОЛНЯТ поставленной им задачи. Это что касается высказываний святых: добрый раб; ленивый раб!
Слово раб – унизительное на звук, да? Но, для того, чтоб угодить Богу, нужно унизиться (умалиться) до состояния – “ниже плинтуса” пред Богом (иногда и перед людьми). По состоянию нашего сердечного смирения, а БОГ САМ ЭТО УВИДИТ, (нашим очам это никогда не откроется) Бог щедро вознаградит нас духовными благами (иногда и земными).
РАБ БОЖИЙ – от слова – РАБОТА! (качество исполняемой работы гарантирует хорошее вознаграждение).