Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Наступил 20-й день Петрова поста. Для душевной пищи предлагаем духовное чтение, посвященное сему дню летнего говения, которое содержит 20-главу Деяния святых апостол и вопросы-ответы священника на тему боязливости.
ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛ
Глава 20-я
1 По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию.
2 Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу.
3 Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию.
4 Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим.
5 Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде.
6 А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
13 Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком.
14 Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину.
15 И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит,
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, 19работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
20 как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, 21возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
22 И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
23 только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
24 Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.
25 И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.
26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,
27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”.
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
37 Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его,
38 скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля.
Из телепередачи “Беседы с Батюшкой. Петров пост”. Православный телеканал “Союз”
– Почему говорят, что Бог боязливых не любит, а в Библии написано: суда Твоего боюся?
Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш):
– Правильно, очень хорошо. Начало премудрости – страх Господень, с одной стороны. Эта фраза присутствует в Книге Притчей, Книге псалмов. А с другой стороны, в Откровении Иоанна Богослова, Апокалипсисе – последней книге Священного Писания Нового Завета, есть достаточно страшная фраза, что боязливых участь в огненном озере вместе с прелюбодеями и всякими другими нехорошими людьми. Понятно почему. Потому что боязливость – это свойство воспринимать страх от разных причин, разных источников, страх сам по себе. А мы как о добром начале говорим о страхе перед Богом.
Видите, в чем дело: в церковнославянском языке сплошь и рядом существительные родительного падежа заменяются прилагательными. Например: страх иудейский. Что это такое? Или: Жених Церковный. Речь идет о страхе перед евреями, перед иудеями. Или Жених Церкви – атрибут Спасителя. Так же и страх Господень – это страх перед Господом. Мое чувство смирения перед Ним, благоговения, мое желание исполнять Его волю может быть охарактеризовано этим словом – страх. Но направлено оно только на Господа – с тем, чтобы уже в земной жизни, тем более среди всякого рода явлений, которые можно охарактеризовать как явления суеверные, предрассудочные, этого страха не иметь. А мне как священнику приходится постоянно сталкиваться с проявлениями такого рода страхов, самых разных. Если я начну о них говорить, мы до конца передачи не перечислим. Вы сами понимаете, их очень много, разных источников страха.
Итог подведу очень простой. Есть два качества, связанные со страхом, – трусость и осторожность. Вот трусость – это порок, а осторожность – достоинство, добродетель. А в чем разница? Подумайте. Трусость, или боязливость, – это страх перед чем-то неопределенным, неизвестным, неразумным, нерациональным. Осторожность – вполне конкретные опасения от тех угроз, которые нам могут причинить вред, и надо от них держаться подальше.
– А где грань между ними?
– Здравый смысл, опыт, рассуждение. Тот самый дар рассуждения, о котором говорят святые отцы. Преподобный Антоний Великий рассматривал рассуждение как мать всех добродетелей. Ну, например, мужская часть наших зрителей легко поймет: солдат не может быть трусом. Если солдат трус, дело кончится очень плохо для этого солдата. Либо он погибнет от вражеской пули, либо… сами понимаете, что произойдет. Но в то же время солдат, не имеющий осторожности, тоже долго не протянет и толку от него не будет.
– Почему же боязливость является таким тяжелым грехом? Ведь человек ничего плохого не делает, казалось бы.
– Достаточно понятно, что боязливость – это форма идолопоклонничества, замены памяти о Господе, почитания одного-единственного Бога какими-то другими невидимыми или воображаемыми силами, перед которыми человек склоняется.