Духовное чтение. Петров пост

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами страница духовного чтения, посвященная 22-дню Петрова поста, которая включает в себя 22-главу Деяния святых Апостол и ответа на вопрос, касающегося смысла поста:

Проповедь апостола. Деяние святых Апостол.

ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛ
Глава 22-я

1 Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами.

2 Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал:

3 я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.

4 Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин,

5 как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание.

6 Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба.

7 Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

8 Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.

9 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали.

10 Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать.

11 А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск.

12 Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске,

13 пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его.

14 Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его,

15 потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал.

16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление,

18 и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне.

19 Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах,

20 и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его.

21 И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам.

22 До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить.

23 Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух,

24 тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него.

25 Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?

26 Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек — Римский гражданин.

27 Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да.

28 Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем.

29 Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.

30 На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними.

Вопрос-ответ

 Из телепередачи “Беседы с Батюшкой. Петров пост”. Православный телеканал “Союз” 

– Когда человек спрашивает другого, постится ли тот, то, наверное, в первую очередь хочет спросить, соблюдает ли он постную диету, вкушает ли мясную, молочную пищу, соблюдает ли телесное воздержание. Но ведь значение поста – это не ограничение в еде, это лишь одна из его составляющих. Наверное, более правильно спросить: молишься ли ты, постясь? Как сдвинуть это представление о том, что пост – это ограничение в еде?

– Нужно, во-первых, тем, кто спрашивает, спрашивать не праздно, не впустую. И всегда важен личный опыт. Духовная жизнь – это не теория, не чужие мысли. Как часто бывает в психологии? Психология – это чужие умные мысли, как правило. Редко встретишь психолога. Для меня это вообще принципиальный вопрос – когда человек приходит, ты понимаешь, что он в этой профессии трудится, или когда спрашивают, к кому обратиться. Как сказано в Священном Писании? Врачу, исцелися сам. Если психолог семейный, у него как минимум своя семья должна быть в порядке. И тогда ты будешь говорить из собственного опыта. А когда ты просто начитался умных книжек, получил какие-то красивые корочки, прошел курсы, но сам себя не можешь управить и твоя душа совершенно в расстройстве, что ты можешь дать другому человеку, кроме умничанья?

Духовная жизнь – это не умничанье, это практика. Человек только на личном опыте может понять, осознать, что такое отношения с Богом. Отношения с Богом – это непрестанная память о Нем, хождение перед Богом, страх Божий, благоговение, которое воспитывается через молитвенный труд, определенный настрой ума. А для того чтобы ум был настроен, необходимо телесно нашей душе помочь. Постом смирял душу мою (постится тело –смиряется душа), и молитва в недро мое возвращалась (ср.: Пс. 34, 13). Наша молитва рассеянная, у нас ум абсолютно расфокусирован. Внутреннее око, ум, энергия нашей души несобранная. Ее необходимо собрать. Как увеличительное стекло собирает рассеянный свет и делает его энергией, которая способна и светить, и жечь, так и наш ум должен быть собран через молитвенный подвиг, через воспитание внимания.

Мы должны, как сказано в притче о блудном сыне, прийти в себя. Мы все сейчас находимся вне себя. А нужно в себя вернуться, энергию вернуть внутрь своего духовно-телесного организма. Это основная задача аскетики – научиться управлять энергией своей души, чтобы она не вхолостую молотила, чтобы человек вату не катал своим умом, чтобы обучился основным навыкам – вниманию, трезвению и памяти о Боге. А телесное воздержание этому способствует, но это возможно только на личной практике.

Второе заглавие, храм на пригорке

← 21-й день Петрова поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера