Духовное чтение. Петров пост

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами страница духовного чтения, посвященная 24-дню Петрова поста, которая включает в себя 24-главу Деяния святых Апостол и ответа на вопросы, касающиеся исповеди:

Апостол Павел на суде. Деяния святых Апостол

ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛ
Глава 24-я

1 Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла.

2 Когда же он был призван, то Тертулл начал обвинять его, говоря:

3 всегда и везде со всякою благодарностью признаём мы, что тебе, достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром, и твоему попечению благоустроением сего народа.

4 Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением.

5 Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси,

6 который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону.

7 Но тысяченачальник Лисий, придя, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе,

8 повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе. Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем его.

9 И Иудеи подтвердили, сказав, что это так.

10 Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело.

11 Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения.

12 И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение,

13 и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня.

14 Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках,

15 имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают.

16 Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.

17 После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения.

18 При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом.

19 Это были некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня.

20 Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял перед синедрионом,

21 разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами.

22 Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении.

23 А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.

24 Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.

25 И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.

26 Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним.

27 Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах.

Вопрос-ответ

 Из телепередачи “Беседы с Батюшкой. Петров пост”. Православный телеканал “Союз” 

– Вопрос: «На исповеди человек через батюшку говорит: „Господи, Боже наш, Спаситель Иисус Христос, прости мои прегрешения, ибо не ведал, что творю, но прости меня по милости Твоей“. И обещает Господу не повторять грехов, но через некоторое время приходит к батюшке на исповедь и снова рассказывает ему соделанные грехи, тем самым повторяя те, которые уже исповедовал, но согрешил в них снова. Получается, что человек не исполнил обещание, данное Господу, тем самым лукавя, лицемеря и обманывая Бога? Как это будет восприниматься – как несдержанные обещания?»

Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш):

– Надо смотреть, дорогие друзья, конкретно, что происходит. Порой исповедь совершается формально (а такое бывает, когда человек приходит, просто какие-то слова скажет). Священник не в силах все ухватить. Когда у меня пять человек исповедуются, я могу понять, спросить, какой смысл он в это вкладывает, и так далее. А если сто пятьдесят человек исповедуются?.. Что сделать, сказал и сказал; я надеюсь, что человек искренне покаялся. И читаю разрешительную молитву. А через неделю он снова приходит (ко мне, или к другому священнику, или к третьему) и снова ту же самую пулеметную очередь выдаст. Священник, качаясь от усталости, накроет его епитрахилью, прочитает разрешительную молитву, вздохнет и отправит его дальше.

Да, к сожалению, такие случаи есть. Не в обиду никому будет сказано, для некоторых людей, особенно пожилых, такая формальная исповедь становится привычкой. Иногда с пожилым возрастом бывает сопряжено очень сильное упрямство, и сбить с этой привычки невозможно… Вот 85 лет, только что мы слышали… Слава Богу, что она не бегает по квартире с топором. Но она произносит эти слова. Помоги ей Бог, что сделаешь? Тоже лицемерием не назовешь, но это, конечно, не лучший вариант.

Но другая ситуация, противоположная, – ситуация осознанной, очень непростой, тяжелой борьбы с грехом. Когда человек хочет исправиться, но не получается. Упасть – дело человеческое, лежать в грязи – дело дьявольское. Он не лежит в грязи, он снова идет на исповедь. Ему стыдно, оттого что он снова и снова исповедует те же самые ошибки, грехи, которые совершил. Самая типичная ситуация – внутрисемейные конфликты. Грубость, несдержанность, невнимание, недостаток любви, то есть самоотдачи, эгоизм, который прорастает между членами семьи, между детьми и родителями, между супругами. И человек, который желает избавиться от этих грехов, ведет эту борьбу.

Дорогие мои, вспомните аналогию с любой войной. Помните Отечественную войну, когда наши войска отступили аж до Волги? Фашист гнал нас тысячи километров. Ну и что? Мы не рвали на себе волосы, сражались как могли и в конце концов победили. Вот приблизительно так надо смотреть на борьбу с грехом. Постарайтесь найти такого священника или такое время, когда вы можете прийти на исповедь, чтобы не просто сказать: да, я опять нагрубил жене, опять разозлился на ребенка. Рассказать, что произошло, как это было, при каких обстоятельствах, попросить пастырского совета, какого-то внимательного рассуждения, которое поможет вам избежать этого греха. Как себя вести по-другому, как построить свою жизнь, свои отношения с близкими. И так день за днем, а иногда год за годом человек ведет эту борьбу, держит оборону, потом идет в наступление и побеждает.

– Как быть, если грех так глубоко въелся, что постоянно сопровождает человека? Например, осуждение на каждом шагу.

– Осуждение – это все-таки нечто очень расплывчатое. Если вы откроете Священное Писание Нового Завета, то увидите постоянное осуждение различных грехов. Апостол Павел говорит в Послании к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла; да воздаст Господь ему соответствующим образом» (ср.: 2 Тим. 4, 14). Что это, как не осуждение? Правильно, зло требует осуждения. И дальше апостол пишет: «Меня оставили, да не вменит им Господь греха» (ср.: 2 Тим. 4,16). Где можно и нужно, там следует осудить грех, где можно и нужно – проявить доброту, милосердие, какое-то снисхождение к человеческим слабостям. Если пытаться все многообразие нашей общественной, личной, семейной, какой угодно жизни свести к каким-то простым правилам… Вот осуждать нельзя. Но тогда либо вы превратитесь вообще неизвестно в кого, в какое-то растение, либо пойдете в сумасшедший дом. Вот полицейский меня остановил совсем недавно. Я нарушил правило, он меня осудил, совершенно правильно сделал. Но потом простил. Но он был совершенно прав, что меня осудил.

Так вот, дорогие друзья, вы говорите: грех въелся. Мы говорили об алкоголизме, о наркомании. Вот это въевшиеся грехи, которые требуют очень серьезной борьбы, помощи окружающих, помощи со стороны Церкви, медицины и избавления от этого греха, победы над грехом. Бывают такие грехи, которые в самом деле присутствуют в нашей жизни. Я не назову осуждение, назову такие грехи, как гордость, невнимание, нетерпение. Но никто ведь не может сказать: знаете, я раньше был гордым, а потом исправился, теперь я совершенно негордый. Это звучит как дурная карикатура. Значит, борьба с гордостью, эгоизмом,  самомнением, невниманием и так далее действительно продолжается всю жизнь. Но в ней нужно добиваться успехов. Вытеснять этого врага шаг за шагом, пядь за пядью с той территории, которую он занимает. Признавая, что во мне остаются какие-то достаточно серьезные грехи, повод для покаяния, избавления, борьбы с этими грехами.

Я вижу здесь три различные градации, ситуации борьбы с грехом. Одна очень простая: я принес покаяние в грехе, и я уже от него освободился. Такое бывает. Скажем, вот гороскопы, которые печатают в газетах. Время от времени приходится слышать такое покаяние: я верила в гороскопы (чаще женщины). Спрашиваю: а сейчас верите? «Сейчас уже не верю». Не верите – значит, вы свободны. Если больше не верите и понимаете, что все эти гороскопы – бред сивой кобылы. Значит, вы свободны от греха, ваше покаяние – уже освобождение от греха.

Другие грехи (пьянство, курение, сквернословие) требуют борьбы. Человек может бороться с этим грехом и победить, сказать, что раньше был пьяницей, но больше не пьет; курил, но больше не курит; матом выражался – больше не выражается и так далее. Можно бороться и победить, подвести черту.

А третий вид – когда мы бороться боремся, но черту общую не подводим. Как Вы сказали про осуждение или гордость.

Второе заглавие, храм на пригорке

← 23-й день Петрова поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера