Духовное чтение. Петров пост

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами страница духовного чтения, посвященная 27-дню Петрова поста, которая включает в себя 27-главу Деяния святых Апостол и пояснение протоиерея Андрея Рахновского о Промысле Божием:

Проповедь. Деяние святых Апостол.

ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛ
Глава 27-я

1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.

2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.

3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.

4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,

5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.

6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.

7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.

8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,

10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.

11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.

12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.

13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.

14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.

15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.

16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.

17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.

18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,

19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.

20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.

21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.

22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.

23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь

24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».

25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.

26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.

27В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,

28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.

29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.

30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,

31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.

32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.

33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.

34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.

35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.

36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.

37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.

38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.

39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.

40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.

41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.

42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.

43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,

44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Вопрос-ответ

 Из телепередачи “Беседы с Батюшкой”. Православный телеканал “Союз” 

Сегодня мы говорим о разных вопросах духовно-нравственной жизни православных христиан, а также о вопросах, касающихся догматической стороны жизни нашей Церкви. Первый вопрос достаточно простой, но очень важный: что такое Промысл Божий?

Отвечает протоиерей Андрей Рахновский:

– Понятие Промысла Божиего – одно из самых сложных понятий, которое для верующего человека, с одной стороны, является основанием надежды на то, что жизнь не бессмысленна, что она идет к какому-то определенному логическому завершению, к результату, к какой-то цели, но с другой стороны, очень часто становится поводом к вопросам, которые возникают в отношении Бога, жизни (когда человек встречает ту или иную несправедливость или видит, что силы зла в мире действуют, как ему кажется, беспрепятственно).

На самом деле разговор о Промысле Божием не может висеть в воздухе один, сам по себе, потому что Промысл Божий ведет человечество к чему-то. Целью существования человечества, Божественного Промысла является приведение людей через всю историю существования нашего мира к Царствию Божиему. Если говорить более конкретно, приближаясь к Священной истории, цель – привести людей ко Второму Пришествию Христа. Все, что Господь делает на этом пути в жизни конкретного человека, целого народа, всего человечества, мы называем Промыслом Божиим, который в конце концов всеми усилиями пытается привести людей к спасению.

Сложность здесь именно в том, что в мире действуют несколько воль: воля Божия, воля человеческая, воля дьявольская. Иногда мы говорим, что на все воля Божия. Это правильно, когда мы соглашаемся с каким-то определением Божиим в отношении нашей жизни, своей судьбы, когда мы подчиняемся заповедям Божиим. Но если бы действительно на все была воля Божия, то не было бы в мире греха, зла, смерти, потому что все это существует вопреки воле Божией. Господь помимо Самого Себя решил, что в этом мире будет существовать еще кто-то, наделенный такой же свободной волей, как и Он. Этими существами стали человек и бесплотные духи (ангелы), часть из которых, опять-таки по свободной воле, отпали от Бога.

К сожалению, тот же шаг сделал и человек. Как же теперь, учитывая свободу воли человека, не ломая ее через колено, не насилуя, вывести человека из этого пагубного состояния? Это очень сложно. Господь иногда удивительным образом обращает зло на благо, во спасение человека, разными путями ведет человека к этому. Обычно мы называем это Промыслом Божиим – очень сложное и, с одной стороны, утешительное явление нашего бытия, но порождающее множество вопросов и недоумений.

– Первое же недоумение, которое выражают люди, – раз Бог такой хороший, раз нас учат добру, зачем Он попустил зло в этот мир? Почему люди должны страдать, почему они умирают? Почему дети голодают, старики не проводят свою старость достойно?

– В свое время отец Георгий (Флоровский) замечательно сказал, что без свободы воли невозможен никакой серьезный разговор об образе Божием в человеке, потому что свобода воли предполагает, что Господь доверил нам что-то и доверил это по-настоящему. Иногда родители пытаются играть с детьми в демократию и спрашивают, пойдет ли он сегодня в школу. Можно подумать, что если он ответит «нет», то родители его послушают! Но Господь дает нам свободу не так, как мы даем ее своим детям. Он дает нам ее по-настоящему, а это значит, что мы отвечаем за все, что делаем.

В этом мире у каждого зла, каждого злого поступка, каждой слезы ребенка есть конкретный автор, причина, всегда сводимая либо к конкретному человеку, либо к определенной группе лиц. Человек, совершая зло, несет за это ответственность. Что это за свобода, если Господь нам ее дал, но все равно убирает ее и заставляет как бы менять естественный ход вещей, не давая человеческой свободе реализоваться? Конечно, та свобода, о которой мы говорим, – искаженная, больная, потому что Господь дал свободу именно для совершенства в добре, а не во зле. Тем не менее это свобода, данная по-настоящему.

Очень часто приходится объяснять людям, которые, например, посещали гадалок или ясновидящих, что мы, христиане, не верим в судьбу. Нет какого-то сценария нашей жизни, заранее кем-то расписанного для нас. Господь дал нам свободу, и как мы ею распорядимся, так наша жизнь и сложится. Но есть обратная сторона: если ты свободен, значит, будешь и отвечать. Поэтому понятия свободы и суда над человеком связаны самым тесным образом. А если есть судьба, если какие-то высшие силы решили за меня, что мне делать, тогда за что мне отвечать? Это мне написано на роду, уготовано, где тогда моя ответственность? Значит, если доводить логику до конца, то я не должен отвечать за свои злые поступки, злые дела, если есть судьба, если не я в конце концов решаю, что мне делать.

– Как можно соотнести понятие Промысла Божиего со свободной волей?

– Конечно, я сейчас вынужден рассуждать достаточно дерзко, может быть, не совсем так, как стоит говорить о Боге. Может быть, можно сказать с неким допущением, что перед Богом стоит сложнейшая задача: учитывая нашу свободу, сделать так, чтобы мы свободно, кто хочет и может, избрали добро, пришли к нему. Этим объясняется все многообразие жизни святых и обычных людей, когда самым удивительным, непредсказуемым образом человек так или иначе приходит к спасению. Это сложнейшая задача, которую осуществляет Господь. Единственное, что может служить препятствием Богу в этом, – нежелание самого человека. Иногда задают казуистический вопрос: вы верите, что Бог всемогущ? Верим. А может Бог создать камень, который Он не сможет сдвинуть?

То есть если Он этот камень не создаст, значит, не всемогущ, а если может создать, но не сможет сдвинуть – опять не всемогущ. Понятно, здесь мы встречаемся с неким формализмом, но можно ответить так: этот камень, который Господь не может сдвинуть, Он создал – это свобода воли человека. Поэтому, как было мудро кем-то сказано, если человек находится в состоянии погибели, эти двери закрыты изнутри. Не Господь их закрывает, а только сам человек.

– И сам же открывает…

– Да. Почему бывает иногда очень сложно, когда в храм приходят люди и спрашивают, что им делать с человеком, который страдает каким-то пороком (пьянство или что-то другое, что разрушает его жизнь и жизнь окружающих). Почему всегда сложно исправить человека? Проще помолиться о том, чтобы море высушить, чем изменить человека, потому что с человеком нельзя поступить как с неодушевленной материей. С ним нельзя поступить как со всей остальной природой. Поэтому если даже мы хотим человеку добра, Господь не сможет сломать человека, даже во имя добра. Господь будет ждать, пытаться затронуть струнки человеческой души, чтобы человек сам повернулся к Богу. А это очень долгий процесс.

Поэтому когда мы хотим исправления кого-то, мы должны понимать, что надеяться на мгновенный результат невозможно. Это всегда терпение, молитва, столкновение с какими-то непредвиденными обстоятельствами. Бывает, что за человека начинают молиться, а ситуация как будто бы ухудшается. Здесь все непросто. Тоже присутствует какая-то борьба за душу человека. Именно соотношением Промысла Божиего, воли Божией, человеческой свободы объясняется эта сложность, с которой мы постоянно сталкиваемся.

В словах о пастырской жизни, о духовнической практике замечательно пишут святители Иоанн Златоуст (в слове о священстве) и Григорий Богослов (в слове о пастырстве): пастырю приходится иметь дело с человеком не так, как врачу с больным, потому что редко какой больной противится исцелению. Но часто именно в пастырской деятельности, в духовной жизни человек как бы желает исцеления и одновременно всеми силами пытается ему противиться. Здесь очень непростая ситуация, требующая особого душевного расположения. Недаром тот же Иоанн Златоуст пишет: какая опасность подстерегает пастыря прежде всего? Гнев. Почему? Потому что когда священник из раза в раз видит, что прихожане ничего не делают, его естественная человеческая реакция – что же это такое, зачем это нужно, достойны ли люди того, что их постоянно увещевают, а они ничего не делают… Легко впасть в ожесточение, отчаяние. Поэтому Златоуст и предупреждает, что состояние гнева на пасомых – одна из опасностей, подстерегающих священнослужителей.

– Часто даже люди уходят к другому священнику, ввиду того что тот их ругал.

– Да.

Второе заглавие, храм Покрова

← 26-й день Петрова поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера