Православный календарь на 27 сентября

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня, 27 сентября, Святая Церковь вспоминает великое событие – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня! Сей праздник относится к двунадесятым (особо значимым), посему и наш сегодняшний выпуск православного мультимедийного ежедневного календаря, будет посвящен Кресту Господню.

Календарь состоит из следующих публикаций:

• Поучительная притча о жизненном кресте.
• Церковный календарь на 27 сентября.
 Фотография дня – Вечернее Богослужения с Чином выноса Креста
• Вопрос священнику: О четырехконечном и восьмиконечном кресте.
• Душевная песня “Хитрец” в исполнении Светланы Копыловой.
• Загадка-разминка. Вопросы на тему Крестовоздвиженского праздника.

Поучительная притча

Притча “Твой крест”

Однажды один человек, посчитавший свою жизненную ношу слишком тяжелой, взмолился к Богу и попросил встречи с Ним. И вот, в глубине своей молитвы он предстал перед Господом Богом и обратился к Создателю с просьбой:

— Мой крест чересчур тяжел для меня. Не мог бы Ты, Господи, дать мне другой крест, более легкий?”

Господь ответил ему:

— Пойдем со Мной. Я тебя отведу в комнату, где хранятся всевозможные жизненные кресты, и ты выберешь сам, какой тебе понравится.

Нательный крест, крестикЧеловек согласился и отправился выбирать самый легкий крест.

Кресты в этой комнате были разные: тяжелейшие дубовые, средние серебряные, совсем маленькие – золотые, и даже из простой меди. Человек долго примеривался к крестам, взвешивал их на ладонях, выбирая самый подходящий.

Наконец он нашел из множества похожих небольших медных крестиков самый легкий и, с облегченный вздохом, спросил Господа:

— Могу ли я взять этот крест вместо своего?

Бог улыбнулся и ответил:

— Ну что же – бери его снова, ведь этот крест ТВОЙ и есть!

Церковный календарь

По материалам передачи “Церковный календарь” православного телеканала “Союз”.
Беседу проводит диакон Михаил Кудрявцев

Сегодня Святая Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Также отмечается преставление свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в 407 году.

В честь Воздвижения сегодня строгий пост.

Сегодня мы вспоминаем событие, произошедшее в 326-м году, когда святая равноапостольная царица Елена, отправившись в экспедицию на Святую Землю, вместе с патриархом Иерусалимским Макарием обрела Честное Древо Креста, на котором был распят наш Спаситель Иисус Христос. После того, как Крест был найден, святителя Макария попросили поднять его, то есть воздвигнуть Крест, чтобы стоящие вокруг люди смогли его увидеть и поклониться.

Казалось бы, почему это событие стало праздноваться как один из двенадцати великих праздников Церкви, ведь оно прямо не относится к истории нашего спасения? И почему мы говорим о поклонении Кресту, когда есть заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им»? В основе нашего иконопочитания лежит то, что мы не поклоняемся иконам и не поклоняемся ничему тварному, а поклоняемся Богу, первообразу, Иисусу Христу, изображенному на иконе. Что же касается изображений Божией Матери и святых, то мы их почитаем. Мы обращаемся к угодникам Божиим, изображенным на иконах, чтобы вместе с ними, в молитвенном единении поклоняться Творцу. Как и во всяком величании поем: «чтим святую память вашу» или «чтим образ Твой святый».

Воздвижение Креста ГосподняНо в песнопении в честь Святого Креста мы слышим: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Неужели мы здесь нарушаем заповедь и поступаем вопреки спасительному православному богословию? Нет, братья и сестры, сам по себе праздник и его богословие никак не противоречат нашей православной вере. Но чтобы не согрешать неведением, нужно знать и понимать к чему, а точнее к Кому мы обращаемся в этих словах.

Давайте прочитаем, что говорится в Новом Завете о Кресте Господнем.

Апостол Павел пишет к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира . В Послании к Филиппийцам он говорит: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова . К Колоссянам о Христе: И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное . И, наконец, в Послании к Коринфянам: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия . Это только некоторые из тех мест, где говорится о Кресте.

Итак: « хвалиться крестом », « враги креста Христова », « Кровию креста Его », «слово о кресте». Понятно, что не о кресте из дерева идет здесь речь, не о чем-то вещественном. Речь идет о Самом Спасителе и о Его Подвиге. Именно Подвиг Господа нашего Иисуса Христа, весь в целом и называется Крестом. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся не дереву – мы поклоняемся подвигу Бога, ставшего человеком, претерпевшего ужасные страдания, умершего на ужасном орудии казни и, после всего этого мы «святое воскресение Его славим».

Когда мы наносим на себя крестное знамение, мы напоминаем себе о тех страшных минутах жизни Спасителя, которые сыграли ключевую роль в истории нашего спасения. Глядя на Крест Христов, мы приводим себе на ум мысль о том, что ничего в нашей жизни не может случиться такого страшного, что разлучило бы нас с Богом, с Его любовью. Только наши собственные грехи отдаляют нас от спасения. Но Кровью Креста Христова мы обновляемся, очищаемся, примиряемся с Ним, через причастие святых Тела и Крови Христовых мы приобщаемся к Подвигу Спасителя.

В самый разгар светлого пасхального торжества в тропаре 3-й песни Пасхального канона мы слышим: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Нет смысла в Кресте, если нет Воскресения. И к Кресту и к Воскресению мы приобщаемся, братья и сестры, через приобщение Святых Христовых Таин. Поэтому не будем забывать, что праздник Воздвижения Креста Господня празднуется целых 7 дней. Не упустим этой возможности и воздадим Господу нашему хвалу и поклонение через образ Животворящего Креста, подвигу нашего Спасителя, и приобщимся к Нему через Святое Причащение.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, силою Честного и Животворящего Креста Твоего спаси нас!

Вопрос священнику

Какой крест более правильный: четырехконечный или восьмиконечный
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся – встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться… только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

Иеромонах Адриан ПашинНа Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест, который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит – римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, – говорит святитель Дмитрий Ростовский. – И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в X веке появились изображения мертвого Христа.

Распятие в ХрамеС древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя Вседержитсля именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест.

А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста – Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

Фотография дня

Дорогие братья и сестры, накануне сегодняшнего праздника во всех храмах была отслужена вечерняя служба с выносом Креста Господня и был совершен Чин воздвижения.

Ниже мы прилагаем фотографии вечернего Богослужения, совершенного Святейшим Патриархом Кириллом в Храме Христа Спасителя.

Душевная песня

В сегодняшний праздник предлагаем душевную песню Светланы Копыловой под названием “Хитрец”, в которой повествуется о человеке, попытавшемся самовольно облегчить тяжесть жизненной ноши.

..

ХИТРЕЦ

По дороге шла толпа людей,
Каждый нёс по тяжкому кресту.
Двигались они немало дней,
Отмеряя за верстой версту.

Несение крестаБыл средь этих путников хитрец:
Незаметно к лесу он свернул,
И спилил там у креста конец,
Чтобы крест не так плечо тянул.

И, довольный, путников догнал.
С лёгкой ношей весело идти,
Только об одном хитрец не знал,
Что ущелье было впереди.

И кресты над пропастью легли –
Прямо от начала до конца:
По крестам они перебрались
Все, за исключеньем хитреца.

Крест его теперь был слишком мал,
Выбрал жребий сам себе хитрец,
Свой же крест никто ему не дал, –
Ведь спасти чужой не может крест.

В жизни крест у каждого есть свой.
Не спеши свернуть в манящий лес.
Знает Бог, несёшь ты для чего
Этот, тяжким кажущийся, крест.

Загадка

Дорогие друзья, рубрика “Загадка” сегодня также посвящена празднику Воздвижения Креста Господня, и будет состоять из следующих трех вопросов, ответы на которые приведены в Церковном календаре, опубликованном выше:

1. Память какого святого совершается 27 сентября?

Ответ → свт. Иоанна Златоуста

2. В каком году был обретен царицей Еленой крест Христов?

Ответ → в 326 году

3. Чем Апостол Павел желал хвалиться?

Ответ → крестом Господа нашего Иисуса Христа

Окончание 3

Дорогие братья  и сестры, на этом шестой выпуск ежедневного календаря подошел к концу. От всей души хотим поздравить Вас с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня!

Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани нас от всякого зла!

Заглавие, окончание

← Православный календарь на 26 сентября 2017

На главную страницу сайта