Православный календарь на 18 октября

Православный календарь на 18 октября 2017

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

К сегодняшнему дню, 18 октября, мы подготовили для Вас 28-й выпуск ежедневного православного мультимедийного календаря, который содержит публикации следующих рубрик:

• Поучительная притча о простой жизни.
• Церковный календарь на 18 октября 2017.
• Фотография дня – Картины Сергея Панина “Русь Православная”.
• Советы родителям – С какого возраста надо начинать религиозное воспитание?
• Душевная песня –  “Русь называют святой”, архидиакона Романа (Тамберга)
• Страничка истории: 1 Глава. Из варяг в греки

Поучительная притча, 33

ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ

Один чиновник, выйдя из канцелярии, взглянул на дворец императора и подумал:

“Как жаль, что я не родился в королевской семье, жизнь могла бы быть такой простой…”

Кремлевский дворец, КремльИ пошел по направлению к центру города, откуда слышался ритмичный стук молотка и громкие крики. На площади рабочие строили новое здание.

Один из них увидел чиновника с его бумажками и подумал:

«Ах, почему я не пошел учиться, как мне велел отец, я мог бы сейчас заниматься легкой работой и переписывать тексты весь день, и жизнь была бы такой простой…»

А император в это время подошел к огромному окну в своем дворце и взглянул на площадь. Он увидел рабочих, чиновников, продавцов, покупателей, детей и взрослых, и подумал о том,
как, наверное, хорошо весь день быть на свежем воздухе, заниматься физическим трудом, или работать на кого-то, или вовсе быть уличным бродягой, и совсем не думать о политике и о прочих сложных вопросах.

— Какая, наверное, простая жизнь, у этих простых людей, – сказал он еле слышно.

Церковный календарь, 33

По материалам передачи “Церковный календарь” православного телеканала “Союз”.
Беседу проводит диакон Михаил Кудрявцев

18 октября мы творим память: сщмч. Дионисия Александрийского, епископа III века. Мцц. первой половины IV века Харитины Амисийской и Мамелхвы Персидской. Прп. Григория Хандзтийского, архимандрита IX века. Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских, в Ближних Киевских пещерах подвизавшихся в XII веке. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся, игумении XIII века. Свтт. и всея России чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария Московских.

Прписп. Гавриила (Игошкина), архимандрита Мелекесского, почившего в 1959 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся с трудным жизненным путем преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). Будущий святой родился 23 мая 1888 года в деревне Самодуровка Пензенской губернии и был наречен Иоанном. Родители его отличались богобоязненностью и простотой. На учебу мальчику приходилось ходить за десять километров в двухклассное духовное училище. Закончив учебу, Иоанн решил оставить мир и 12 ноября 1903 года, в возрасте всего пятнадцати лет ушел в монастырь, в Жадовскую пустынь Симбирской губернии.

В 1909 году послушника Иоанна призывают на военную службу. Возвратившись домой через четыре года, Иоанн вместе с родителями занялся крестьянским трудом, но в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, был призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем. В конце 1917 года Иван Игошкин был демобилизован по болезни и вернулся к родителям в Самодуровку. В январе 1921 года Иоанн был рукоположен во диакона к Свято-Троицкой церкви города Покровска, а в 1922 году – во священника к тому же храму.

С 1922 года отец Иоанн служил вторым священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, что на Большой Ордынке, основанной в 1908 году преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной. Отец Иоанн прослужил в храме обители до 1928 года, после его закрытия батюшку перевели в храм святителя Николая в Пыжах. В 1929 году отец Иоанн Игошкин принял монашеский постриг в московском Богоявленском монастыре с именем Гавриил.

Первый раз отца Гавриила арестовали 14 апреля 1931 года, он был осужден и заключен в концлагерь сроком на три года. Срок отбывал в Вишерском лагере Екатеринбургской области и во Владимире. По окончании срока он вернулся в Москву, где был назначен настоятелем храма святителя Николая в Пыжах. В 1934 году игумен Гавриил был возведен в сан архимандрита. И в июле того же года храм, где служил архимандрит Гавриил, захватили обновленцы, и он перешел служить в храм Воскресения Христова в Кадашах.

Архимандрит Гавриил (Игошкин)19 августа того же 1934 года, в праздник Преображения Господня, во время богослужения его арестовали, обвинив в принадлежности к активной контрреволюционной церковно-монархической группировке. Но 3 октября архимандрит Гавриил был освобожден за недоказанностью вины. Вскоре церковь, в которой служил отец Гавриил, была закрыта, и его перевели в храм Покрова Пресвятой Богородицы села Звягино Пушкинского района Московской области. В октябре 1936 года местные комсомольцы совершили поджог церкви, в которой служил отец Гавриил. Его перевели в храм Сошествия Святого Духа города Пушкино.

4 ноября 1936 года во время богослужения на праздник в честь иконы Казанской Божией Матери отца Гавриила опять арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Содержался отец Гавриил в Бутырском изоляторе, где на многочасовых допросах спрашивали о священнике Вениамине Воронцове, других священниках и руководителях Марфо-Мариинской обители, в частности о великой княгине Елизавете Федоровне. От ответов отец Гавриил уклонялся.

В день Рождества Христова – 7 января 1937 года – отцу Гавриилу предъявили приговор: пять лет лагерей. Отца Гавриила отправили этапом в город Чибью в Коми область. Во время пребывания в лагерях батюшка претерпел много издевательств. Срок заключения закончился в конце 1941 года, но в связи с войной отец Гавриил был освобожден только в июле 1942-го.

Архимандрит Гавриил, прожив в Базарном Урене до начала мая 1946 года, стал настоятелем церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» города Ульяновска. Власти, видя, каким он стал пользоваться авторитетом и уважением среди народа, решили отказать ему в прописке, и он был переведен настоятелем Никольской церкви в город Мелекесс.

С началом служения отца Гавриила в Никольской церкви духовная жизнь прихожан оживилась. В воскресные и праздничные дни стали проводиться духовные беседы, на которых толковались прочитанные во время литургии главы из Евангелия, изучались молитвы. Но были и недоброжелатели, регент хора написал донос на батюшку, и 8 июня 1949 года отец Гавриил был арестован прямо во время богослужения. Все прихожане плакали.

29 декабря 1949 года областной суд приговорил священника к десяти годам лишения свободы. Этапом в товарном вагоне в лютую январскую стужу отец Гавриил был отправлен в лагерь в город Мариинск Кемеровской области. По прибытии в лагерь его поселили в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты. Но и в лагере отец Гавриил продолжал свое пастырское служение: вел беседы с заключенными, исповедовал, отпевал умерших. Богослужения совершались в строжайшей тайне.

Отец Гавриил пытался обжаловать свой приговор. Начальник лагеря тоже относился к отцу Гавриилу с большим уважением и хлопотал о его досрочном освобождении. В результате священник был освобожден, отбыв половину срока. Находясь вдали от духовных чад, архимандрит Гавриил поддерживал их молитвенно, не оставлял без пастырского попечения, благодаря чему он оставил большое духовное наследие – это и проповеди, и многочисленные письма, и повести.

После освобождения из лагеря архимандрит Гавриил вернулся в Мелекесс. 6 января 1955 года батюшка был полностью реабилитирован.

Скончался святой Гавриил в воскресенье 18 октября 1959 года, после литургии, а 18 октября 2000 года состоялось обретение мощей преподобноисповедника Гавриила, которые ныне покоятся в Никольском соборе города Димитровграда.

Преподобноисповедниче Гаврииле, моли Бога о нас!

Фотограяия дня, 33

Дорогие друзья, перед Вами православные пейзажи нашей Родины, изображенные талантливой рукой известного российского художника Сергея Панина:

Советы родителям, 33

С КАКОГО ВОЗРАСТА НАДО НАЧИНАТЬ РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
Советы протоиерея Максима Козлова

С рождения. Потому что на восьмой день ребенку нарекается имя. В районе сорокового дня он чаще всего принимает Таинство Крещения, после чего, соответственно, начинает причащаться, получает доступ к другим церковным Таинствам. Так что жизнь ребенка в Церкви начинается с первых дней его бытия.

Кстати, в этом смысле православные отличаются не только от большинства протестантов, которые детей не крестят, но и от католиков, которые, хотя и крестят, но миропомазание или, как у них называется, конфирмацию, первое причастие, человек получает только уже в сознательном возрасте, тем самым, как бы рационализируется взгляд на человеческую личность, которой лишь с интеллектуальным осознанием становятся доступны благодатные дары Причащения и дары Святого Духа.

Протоиерей Максим КозловПравославная Церковь знает, что непонятное разуму, сокрытое пока от младенчествующего умом ребенка, открывается ему иначе – открывается в душе и, быть может, даже более, чем для взрослых.

Соответственно и домашнее воспитание ребенка в вере также начинается с самого начала его жизни. Однако мы не найдем никаких педагогических трактатов у святых отцов. В православном богословии не было такой специальной дисциплины, как семейная педагогика. Мы не найдем в церковной истории и специально собранных воедино, типа того, как это сделано в «Добротолюбии», неких педагогических советов для верующих родителей. Педагогика никогда не была зафиксированной доктриной в Церкви.

Видимо, убежденность в том, что христианская жизнь родителей естественным образом воспитывает детей в духе церковности и благочестия, была свойством церковного сознания на протяжении двух тысяч лет. И из этого-то сегодня мы тоже и должны исходить. Христианская жизнь матери, отца – нелицемерная, настоящая, в которой есть молитва, пост, стремление к воздержанию, к духовному чтению, к нищелюбию и милосердию, – вот что воспитывает ребенка, а не прочитанные книги Песталоцци или даже Ушинского.

Душевная песня 33

А теперь, дорогие братья и сестры, давайте послушаем душевную песню под выразительным названием “Русь называют святой”, которую исполняют архидиакон Роман (Тамберга) и протоиерей Алексей (Грачев).

..

РУСЬ НАЗЫВАЮТ СВЯТОЙ

Русь называют святою,
Поле да лес да вода
Россия - храм, природаЦерковь над тихой рекою
И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам
Закат багряной полосою
И над российскою землею
Свет тихой славы воссиял.

Взметнулись к небу стаи птиц,
Всё громче голос колокольни,
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.

Тихо о чём-то тоскует
Возле колодца ветла
Родиной землю другую
Россия - изба, рекаЯ б не назвал никогда.

Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло
И чудом всю в себя вместило
Небес закатную красу.

А над протоками туман
Как дым курится над водою
И между небом и землёю
Знак примиренья — белый храм

Вьется к погосту дорога,
Звон колокольни затих
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.

Господь в небеТам в недоступных небесах
За Русь свершается молитва
И светлым облаком покрыта
Россия всё-таки жива.

Взыграй же, русская земля,
Взыграйте, рощи и долины
И в поле каждая былинка
Святая Родина моя.

Страничка истории, 33

1 ГЛАВА. ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

Выражение «из варяг в греки» дошло до нас благодаря древней «Повести временных лет». Оно обозначало длинный и опасный торговый путь, связывавший на заре русского государства Скандинавию с Византийской империей. Торговые суда ходили по этому пути задолго до расселения здесь восточных славян. Еще Геродот писал о том, как греческие колонии на черноморском побережье получали с берегов Балтийского моря янтарь, ценившийся тогда на вес золота. В повести о начале Руси этот древний маршрут описывался так: «… из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти винти в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Неве и того озера внидеть устье в море Варяжское (то есть Балтийское)…».

Дальше в Повести временных лет упоминалась дорога до Рима, потом до Цареграде ГКонстантинополя) и далее, вплоть до Черного моря Таким образом, в древнерусской летописи совершенно спокойно рассказывалось о пути, проходящем вокруг всей Европы, и по землям наших предков проходил длинный участок этого луги. Там, где торговые суда встречали на пути мели или непроходимые пороги, корабли приходилось разгружать и перетаскивать волоком, причем очень часто купцов в таких местах поджидали печенеги, степные кочевники, для защиты от кото рых приходилось содержать вооруженных людей. Так что торговля в те времена была нелегким и небезопасным делом Зато наши предки полу-IvIJIN возможность приобретать как вещи, необходимые в быту и военном деле, так и первые предметы роскоши. Но чтобы приобретат~, необходимо было чем-то расплачиваться В распоряжении славян были великолепные леса с обилием
пушного зверя, меда и воска — ресурсов, которые долгие столетия привлекали сюда купцов со всей Европы Но не только торговле служил путь из варяг в греки» По этой дороге к Черному морю, бывало, спускались прославленные отвагои и жестокостью непобедимые воины-викинги, или по-русски — варяги. Они небольшими дружинами устремлялись в Константинополь чтобы предложить свои услуги вечно воюющим византийским императорам, а порой и нрпоtv IIUlpdбить. Иногда они решали остаться в славянских землях, основывали города, сливались с местным населением, помогали обороняться от кочевников

с юга, охраняли торговые пути. Потомки предводителя одной из таких дружин, Рюрика, Ирюриковичи ) pусскими княжествами, а потоми и объединенной Россией.
Многие современные исследователи полагают, что торговый путь «из варяг в греки* несомненно существовал, но проходил несколько по другому маршруту, чем описанный в летописях. Их сомнения основаны на том, что судоходство на северном участке пути, по Неве, Волхову, Ловати слишком долго и сложно. Пройти один раз вооруженной дружиной, чтобы наняться на военную службу еще имело смысл, а вот торговать этим путем было слишком долго и трудно, и например, пройти Гибралтарским проливом и обогнуть Европу с Севера было куда надежнее Вероятнее всего, большинство судов попадало из Балтииского моря в Днепр по Западной Двине
Путь из варяг в греки», сыгравший такую важную роль в нашей истории просуществовал почти до монгольского нашествия.

Окончание 33

На этом историческом рассказе мы заканчиваем сегодняшний выпуск православного календаря, и прощаемся с Вами до завтрашнего дня 🙂

Храни Вас Господи!

Заглавие, окончание 33

← Православный календарь на 10 октября 2017

На главную страницу сайта