Духовное чтение на 19 ноября 2017

Духовное чтение на 19 ноября 2017

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Преподобный Лука, иконом Печерский;
• Чтение Апостола – Послание к Ефесянам, (глава 2-я, стихи: 14-22);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 8-я, стихи: 41-56);
• Толкование Евангелия – Блаженным Феофилактом Болгарским;
• Поучения св. Отцов – Из наставлений святителя Феофана Затворника;
• Молитва дня – Тропарь, кондак и молитва прп. Варлааму Хутынскому.

Жития святых, 57

ПРЕПОДОБНЫЙ ЛУКА, ИКОНОМ ПЕЧЕРСКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о домостроительстве. Домостроительство по-гречески будет «икономи́я». Отсюда же и термин «экономика». В 7-й песне канона Киевским преподобным Ближних пещер воспевается преподобный Лука «иконом» как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево-Печерской Лавре (возможно, веке в XIII), больше о нем ничего не известно. Экономы Киево-Печерской Лавры, почитая его своим покровителем, имеют в своих помещениях икону преподобного Луки-«иконома».

Преподобный Лука, эконом (иконом) Печерский«Православная энциклопедия» дает нам следующее определение икономии. Икономия – один из важнейших принципов церковного правового творчества, правоприменительной практики и душепопечения. В настоящее время под икономией обычно понимается отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае, или приведение объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Она применима в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, а также к церковному управлению и устройству и не затрагивающих при этом догматического учения Церкви. Поясню примером – отступлением от точного исполнения канонического порядка являются наши посты. Ведь никто из нас не соблюдает пост так, как это предписано в уставе, и при этом мы не говорим, что это грех. Это икономия. Тот Церковный устав, который принимается нашей Церковью, так называемый «Типикон», является Иерусалимским уставом, которому уже почти полторы тысячи лет. Он усиленно внедрялся у нас в конце XIV века Московским митрополитом Киприаном и был закреплен в России Стоглавым собором и книжной справой патриарха Никона. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена уже в 1695 году, при патриархе Адриане. Дальнейшие издания ограничивались лишь небольшими изменениями в тексте, правками и вставкой в Месяцеслов служб новым святым. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов предпринимались попытки реформирования богослужебного Устава, но из-за революции, гражданской войны и обновленчества они не были приняты. В результате мы привыкли к постоянному применению принципа икономии.

Иерусалимский устав писался для другой эпохи, другого климата, образа жизни, и, конечно же, для монахов. Например, кто из нас может соблюдать среду и пятницу по Типикону? Ведь в эти дни по уставу нужно не только воздерживаться от мяса, рыбы, молока и растительного масла, но даже варить пищу нельзя, а вкушать ее можно только один раз в день. Это не говоря уже о Великом посте. Но и в обычные дни вкушать пищу по уставу нужно только дважды. На обед – 2 блюда, на ужин – одно, причем на ужин есть то же, что и в обед. Братья и сестры – это все про монашество! И поэтому нужен в монастыре человек, эконом, который следит за соблюдением устава и хозяйственными делами. Но если в вашу сторону  кто-нибудь кинет упрек, мол, вы поститесь не по уставу, то смело отправляйте человека читать устав, чтобы он понял, что никто у нас, даже в монастырях, не постится по строгой букве устава. Да и смысл поста – в душевной пользе, а не соблюдении некоего закона. Господь сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы». Но как верно написано в определении термина «икономия», она производится «с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае», что означает не полную отмену рекомендаций по соблюдению поста, а лишь адаптацию к каждому индивидуальному случаю. Кто-то болеет, кто-то работает или учится, какая-то женщина беременна или кормит ребенка. Для каждого подход индивидуальный, и каждый сам для себя должен определить меру поста. Священник лишь дает советы по аскезе и благословляет выбранный добровольно и совместно образ поста и молитвы. Без добровольного выбора невозможно прийти к духовной пользе. Старая пословица гласит: «невольник не богомольник», то же самое можно применить и к посту. Наша задача научиться быть свободными от пищи и других телесных услад, а не мучить себя отказом от необходимого. Худший пост – пост, ведущий к унынию. Так что, дорогие братья и сестры, в преддверии Рождественского поста, а он уже начнется через неделю, будем потихонечку выбирать для себя меру воздержания и подвигов, молитвами преподобного Луки-иконома.

Преподобне отче Луко, моли Бога о нас.

Чтение апостола, 57

Послание к Ефесянам, (глава 2-я, стихи: 14-22)

<Братия!> Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 8-я, стихи: 41-56)

Воскрешение дочери ИаираИ вот<подошел к Иисусу> человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Толкование Евангелия, 57

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА БОЛГАРСКОГО

Иисус лишь возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частью ради учения, а частью ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых. Евангелист присовокупляет и имя его, чтобы тем очевиднее было, что чудо истинно. По настоянию нужды он припадает к ногам Иисусовым. Хотя бы он и без настоятельной нужды должен был пасть пред Иисусом и исповедать Его Сущим Богом, однако ж бывает, что и скорбь побуждает людей к избранию лучшего. Почему и Давид сказал: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31, 9). Во время пути Господа приступает жена, руководимая весьма сильной верой. Подойдя, она коснулась края одежды Господа в той уверенности, что как только прикоснется, тотчас и исцелится. «И тотчас течение крови у ней остановилось». Как если кто-нибудь обратит глаз к сияющему свету или поднесет хворост к огню, они (свет и огонь) тотчас оказывают свое действие, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Ибо она ни о чем не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, ни о другом чем, но только веровала, и – спаслась. И как кажется, она прикоснулась к Иисусу прежде мыслью, а потом телом.

Поучение святых отцов, 57

ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Иаир гласно, при всех падши к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны. Говорят иногда: «молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится». Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно внидет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.

Молитва дня, 57

МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОМУ ВАРЛААМУ ХУТЫНСКОМУ

Дорогие братья и сестры, давайте совершим с Вами краткое молитвословие ныне прославляемому преподобному отцу Варлааму Хутынскому, святая память которого совершается 19 ноября:

Тропарь преподобному Варлааму Хутынскому

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело твое изнуряя, преподобне, вся плотская мудрования умертвил еси; и исцелений струя независтная явился еси верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Варлаама Хутынского

Преподобный Варлаам Хутынский, иконаЯкоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси, он убо огнь сведе и царя удиви, ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси. Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе, Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти: радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Молитва преподобному Варлааму Хутынскому

О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме! Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны; умоли, Угодниче Христов! Всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышле­нием и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестан­но Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа! и Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь! И Богу слава!

37, красный

Семейный календарь на 12 ноября 2017

На главную страницу сайта