Духовное чтение на 23 ноября 2017

Духовное чтение на 23 ноября 2017

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Для духовного и молитвенно прочтения предлагаем календарь, посвященный 23 ноября 2017 года, состоящий из следующих рубрик:

• Жития святых –  Новомученик Александр Медем;
• Чтение Апостола – Второе послание к Фессалоникийцам (2: 13-17; 3: 1-5)
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 13-я: 1-9)
• Толкование Евангелия – Богословом – Александром Павловичем Лопухиным;
• Проповедь пастырей – Слово протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – тропарь и кондак мученику Оресту Врачу.

Жития святых 54

НОВОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР МЕДЕМ

Братья и  сестры, сегодня мы снова обращаемся к трудам игумена Дамаскина. Речь пойдет о благородном мирянине, мученике Александре Ме́деме. Мученик Александр родился в 1877 году в городе Мита́ве Курляндской губернии, что ныне зовется Елгава в Латвии, в семье сенатора Антона Людвиговича Ме́дема, занимавшего многие видные государственные посты, в частности губернатора Новгородского. Вообще род Медемов достаточно древний, и из него вышел целый ряд видных политических деятелей дореволюционной России.

Александр окончил в Новгороде гимназию, а затем в 1897 году – юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но юридическая служба его не привлекла. С младенческих лет он привязался к земле. Почти ни одна сельскохозяйственная работа не проходила без его участия, что способствовало приобретению многих практических знаний в области сельского хозяйства и развитию глубокой любви к родному краю и народу. В 1901 году Александр Антонович женился на Марии Федоровне Чертко́вой. Впоследствии у них родилось четверо детей – сын и три дочери. Сын после революции эмигрировал в Германию, одна из дочерей была расстреляна в 1938 году.

Мученик Александр Медем. ФотографияДо 1918 года Александр Антонович управлял имением. После того как советской властью все частные землевладения были конфискованы, он стал арендовать несколько десятин земли, сколько было по силам обработать самому. Жили небогато; средств, полученных чаще всего в долг, его семье иногда хватало лишь на то, чтобы закупить семян и провести самые необходимые сельхозработы. В иные времена не было даже лошади, а участок находился за тридцать километров от города, и добираться до него приходилось или пешком, или с попутными телегами.

В 1918 году большевики арестовали его и приговорили к расстрелу, но накануне исполнения приговора отпустили домой попрощаться с родными. Он уже собирался вернуться наутро в тюрьму, но утром большевики были выбиты из города белыми, и приговор сам собой отменился.

Летом 1919 года он снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Саратове. Вернувшись из тюрьмы, он говорил, что нигде так хорошо не молился, как в тюрьме, где в дверь по ночам стучится смерть, а чья очередь – неизвестно. Далее его ждали еще несколько арестов. Они закалили его душу и укрепили веру. Наверное, самым впечатляющим эпизодом жития святого является его письмо сыну. Оно исполнено такой отеческой любовью и таким благородством, что становится горько и до глубины души жалко потерянного нами в советское время дворянского сословия. В 1922 году он писал своему сыну Федору: «…На днях твое рождение – тебе исполнится двадцать один год, то есть гражданское совершеннолетие. Буду особенно горячо за тебя, мой мальчик, молиться, чтобы Господь помог тебе достойно и возможно праведно пройти свой земной путь и душу свою спасти, дал тебе счастья, силу и душевную и телесную, смелость и дерзновение, и крепкую непоколебимую веру. Одна только вера, что не все кончается здесь земным нашим существованием, – дает силу не цепляться во что бы то ни стало за свою малозначащую жизнь и ради ее сохранения идти на всякую подлость, низость и унижение…

Действительно свободным может быть только человек глубоко и искренне верующий. Зависимость от Господа Бога – единственная зависимость, которая человека не унижает и не превращает в жалкого раба, а, наоборот, возвышает. Проповедник и наставник я плохой, но мне хочется тебе сказать то, что я особенно остро чувствую и для тебя желаю. Верь твердо, без колебаний, молись всегда горячо и с верой, что Господь тебя услышит, ничего на свете не бойся, кроме Господа Бога и руководимой Им своей совести – больше ни с чем не считайся; никогда никого не обидь (конечно, я говорю о кровной, жизненной обиде, которая остается навсегда) – и думаю, что благо ти будет.

Христос с тобой, мой мальчик, мой любимый. Мы с мамой постоянно о тебе думаем, за тебя Бога благодарим и молимся за тебя… Крепко тебя обнимаю, крещу и люблю. Господь с тобой. Твой отец».

В начале 1931 года у Александра Антоновича обострился туберкулезный процесс в легких, что было связано с тяжелыми условиями тюремного заключения. Александр Антонович скончался в тюремной больнице 1 апреля 1931 года в половине первого дня. Отпевали его заочно в соборе города Сызрани.

Святый мучениче Александре, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 54

Второе послание к Фессалоникийцам (2: 13-17; 3: 1-5)

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,  к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Евангелие дня, 54

Святое Евангелие от Луки (глава 13-я: 1-9)

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».

Толкование Евангелия, 54

ТОЛКОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА ЛОПУХИНА (БОГОСЛОВА)

Увещания к покаянию, следующие далее, имеются только у одного евангелиста Луки. Точно так же он один сообщает и о случае, подавшем повод Господу обратиться с такими увещаниями к окружавшим Его.

«В это время», т. е. когда Господь говорил предыдущую речь к народу, некоторые из вновь подошедших слушателей сообщили Христу о важной новости. Какие-то Галилеяне (судьба их представляется известной читателям, потому что перед словом Γαλιλαίων стоит артикль τῶν) были убиты по приказу Пилата в то время, как они приносили жертву, и кровь убиваемых даже обрызгала жертвенных животных. Неизвестно, почему Пилат допустил такое жестокое самоуправство в Иерусалиме над подданными царя Ирода, но в то довольно смутное время римский прокуратор действительно мог прибегать без серьезных расследований к самым крутым мерам, в особенности же по отношению к жителям Галилеи, которые, вообще, были известны своим строптивым характером и склонностью к возмущениям против римлян.

Фарисеи, Господь, Христос, учение, горе вам книжникиЧтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского народа, Господь говорит притчу о бесплодной смоковнице, от которой хозяин виноградника пока все еще ждет плода, но – такой вывод должно сделать из сказанного – скоро его терпение может истощиться, и он ее срубит.

«И сказал» – сказал, обращаясь к толпам народа, стоявшим около Него (Лк.12:44).

«В винограднике… смоковницу». В Палестине на хлебных полях и виноградниках везде, где допускает почва, растут смоковницы и яблони (Тренч, с. 295).

«Третий год прихожу…» Точнее: «три года прошло уже с тех пор, как стал я приходить:» (τρία έτη, ἀφ́ οὗ…).

«На что она и землю занимает?» Земля в Палестине очень дорога, раз она предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев. «Занимает» – точнее: вынимает силу из земли – влагу (καταργεῖ).

«Окопаю ее и обложу навозом» – это уже крайние меры для того, чтобы сделать смоковницу плодородной (так и теперь поступают с апельсиновыми деревьями на юге Италии, – Тренч, с. 300).

«Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Перевод этот не совсем ясен. Почему оказавшуюся неплодной смоковницу нужно срубить только «в следующий год»? Ведь хозяин заявил виноградарю, что она напрасно истощает почву значит, от нее нужно избавиться именно тотчас же после последней и окончательной попытки сделать ее плодородной. Дожидаться еще год – нет никакого основания. Поэтому лучше принять здесь чтение, установленное Тишендорфом: «Может быть, она принесет плод в следующий год? (κἂν μὲν ποιήσῃ καρπόν εἰς τὸ μέλλον) Если же нет, срубишь ее». До следующего же года нужно дожидаться потому, что смоковницу в текущем году только еще будут удобрять.

Притчей о бесплодной смоковнице Господь хотел показать иудеям, что Его выступление как Мессии – это последняя попытка, которую делает Бог с целью призвать иудейский народ к покаянию, а после неудачи этой попытки для народа ничего более не остается, как ожидать себе скорого конца. Но кроме этого, прямого смысла притчи, она имеет и таинственный. Именно бесплодная смоковница означает «всякий» народ и «всякое» государство и церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога назначения и которые поэтому должны быть удалены со своего места (ср. Откр.2:5 обращение к Ангелу Ефесской церкви: «сдвину светильник твой с места его, если не покаешься»). Затем в ходатайстве виноградаря за смоковницу отцы Церкви видели ходатайство Христа за грешников или ходатайство Церкви за мир, или праведных членов Церкви – за неправедных. Что касается упоминаемых в притче «трех лет», то одни толкователи видели здесь обозначение трех периодов домостроительства Божественного – закона, пророков и Христа, другие – указание на трехлетнее служение Христа. Но все эти толкования не имеют основания в самой притче, детали которой, как и всякой притчи вообще, не нуждаются в изъяснении: важно только оттенить главную мысль притчи, а эта мысль вполне ясна всякому.

Поучения св. Отцов 54

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Священник протоиерей Димитрий Смирнов

… Основной наш грех состоит в довольстве тем, из чего состоит на­ша земная жизнь, и в попытке заключить с Богом Ветхий Завет. Мы пытаемся что-то такое делать, какой-то необходимый минимум, чтобы наша совесть была спокойна: ну я, конечно, не преподобный Сергий, но, в общем, я вполне приличный человек, я честно делаю свое дело, и в этом очень приличном состоянии пребывать, собственно, для меня и достаточно.

Если человек приходит в такое состояние, то его ду­ховное развитие заканчивается, потому что уже дальше движения нет. Движение возможно только тогда, когда человек постоянно не удовлетворен тем, из чего состоит его жизнь; постоянно не соглашается с тем состоянием своей души, в котором он пребывает, хотя нынешнее его состояние может быть намного лучше вчерашнего, и человек испытывает от этого совершенно естественную и законную радость, потому что он не может исправиться сам, а только под действием Святого Духа.

Только Бог может исправить человека. Поэтому путь к исправлению не в том, чтобы нечто обязательно совер­шать, а в том, чтобы непрестанно молиться Богу, чтобы все больше в себе замечать, чтобы с меньшим в своей душе соглашаться, меньше идти на внутренний компро­мисс, а, насколько хватит мужества и решимости, все время бороться с тем, что ты в себе обнаружил, что тебя в собственной душе ужасает, с каким движением души ты столкнулся.

Молитва дня, 25

Дорогие братья и сестры, сегодня, 23 ноября, Святая Церковь молитвенно празднует память мученика Ореста Тианского, жившего в Каппадокии. Святой Орест был прекрасным врачом, и лечил людей не только своим искусством, но и крепкой молитвой Господу Иисусу Христу!

Давайте вознесем краткую молитву этому дивному угоднику Божию, а именно, прочтем тропарь и кондак мученику Оресту:

Тропарь мученика Ореста Врача

Удом усекновение терпел еси и огненную лютую муку, мучениче, подвигся, всеславне, венцем яве увязеся нетленным, преблаженне, Престолу же предстоиши Святыя Троицы, Юже помоли, да спасет ны, мучениче Оресте, верою поющим тя.

Кондак мученика Ореста Врача

Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи, зарями твоими, страстотерпче Оресте, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.

34

Духовное чтение на 22 ноября 2017

На главную страницу сайта