Духовное чтение на 24 ноября 2017

Духовное чтение на 24 ноября 2017

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 24 ноября 2017 года. На его страницах Вы можете прочесть жизнеописание преподобного Мартирия Зеленецкого, сегодняшний апостол и Евангелие дня, а также помолиться ныне прославляемому преподобному Мартирию и получить духовное наставление протоиерея Димитрия Смирнова.

Сегодняшний календарь духовного чтения включает в себя:

• Жития святых – Преподобный Мартирий Зеленецкий;
• Чтение Апостола – Второе послание к Фессалоникийцам (глава 3-я: 6-18);
• Евангелие дня – Евангелие от Луки (глава 13-я, стихи: 31-35);
• Толкование Евангелия – святителем Феофилактом Болгарским;
• Проповедь пастырей – Из проповеди протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь и молитва преподобному Мартирию Зеленецкому.

Жития святых 55

ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ

Братья и сестры, сегодня мы посвятим время преподобному отцу Северо-Запада России. Преподобный Мартирий Зеленецкий, в миру Ми́на, происходил из города Великие Лу́ки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу. Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуясь друг с другом в подвигах, трудах и молитве. Инок Мартирий нес послушания ке́ларя, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к образу, горячему от столпа огненного, и, проснувшись, еще ощущал этот жар. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа.

Преподобный Мартирий ЗеленецкийПреподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам прп. Мартирий в своих записках, «в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены». В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию. В Смоленске святому в сонном видении явились преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его, сказав, что Господом ему назначено жить в пустыне, «где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит». Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской – и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи, ныне это место находится в Волховском районе Ленинградской области.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для совместного делания. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы. Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю – Зеленой Мартириевой пустыни. Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений.

Лишь около 1570 года преподобный Мартирий по настоянию братии принял в Новгороде священный сан. Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих духовных чад иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами «мир всем православным» в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий, живший в XVII веке, составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Братья и сестры, жизнь истинных подвижников, как мы видим, исполнена непрестанных трудов, у них нет времени для праздности. Даже пустующее видимым образом время заполняется у них молитвой. Конечно, многим семейным людям очень хочется иногда передохнуть. Но чем мы часто заполняем свое свободное время? Праздностью и разнообразными ее проявлениями. Наступает вечер, а помолиться-то мы и забыли. Нам нужно учиться у преподобных их трудолюбию и способности каждую свободную минуту заполнять молитвой. Ведь, например, Иисусова молитва не требует от нас каких-то особых условий. А батюшка Серафим Саровский рекомендовал также читать молитву «Богородице Дево, радуйся», и, думаю, преподобный Мартирий с ним солидарен.

Преподобне отче Мартирие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 55

Второе послание к Фессалоникийцам (глава 3-я: 6-18)

Завещеваем … вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Евангелие дня, 55

Святое Евангелие от Луки (глава 13-я, стихи: 31-35)

В тот день пришли <к Иисусу> некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «благословен Грядый во имя Господне!»

Толкование Евангелия, 55

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФИЛАКТА БОЛГАРСКОГО

Проклятые фарисеи, снедаемые завистью, пытаются устрашить Господа и угрожают Ему Иродом. Они не желали видеть Его творящим чудеса, чтобы Он множеством знамений не привлек к Себе народ и силой учения не обратил его к Себе (Ин. 11, 47-48). Они выставляют в предлог Ирода и принимают вид заботливости о Спасителе. Но Он, зная сердца их, по обычаю Своему, отвечает им кротко, прикровенно, и говорит: «скажите этой лисице». По-видимому, Он называет лисицей Ирода, но если тщательнее вникнуть, то, кажется, скорее Он называет так фарисеев. Ибо Он не сказал: лисице «той», но этой, употребляя некоторое среднее выражение и с особенной мыслью. Сказав в единственном числе «лисице», дал им разуметь Ирода, а сказав указательно «этой», намекнул на коварство их самих. Ибо фарисеи поистине выказывали (в своих нравах) хитрость и беспечность лисицы,

Блаженный Феофилакт Болгарский– Смотри, пожалуй, как Он отвечает на их злобу. Поскольку они наводили на Него страх со стороны Ирода по зависти своей к совершаемым от Него исцелениям, то Он, зная, что приводило их в печаль, говорит следующее: вот Я совершаю исцеления и изгоняю бесов. Ибо, как прежде было сказано, из-за того преследовали Его, чтобы Он, пользуясь обнаружением чудес, не уловил многих в веру в Себя. Слова «сегодня и завтра» означают большое число дней. Как мы в обычной беседе обыкновенно говорим: сегодня и завтра будет то-то, однако ж, вовсе не ограничиваем сего дела таким расстоянием, а выражаем только, что оно будет скоро, так и Христос словами: сегодня и завтра совершаю исцеления, и в третий день кончу, – совсем не то выразил, будто в третий день Он непременно скончается, а то выражает, что смерть Его будет скоро. Впрочем, Мне должно сегодня и завтра, то есть некоторое время, пробыть здесь и совершать чудеса, а в последующий день пойти в Иерусалим, ибо Я определил Себе там пострадать. Поскольку они (фарисеи) говорили Ему: «выйди, ибо Ирод хочет убить Тебя», – и говорили это в Галилее, которой управлял Ирод, то Он объявляет им, что и при сильном желании Ирода нельзя ему убить Его, ибо Ему определено пострадать не в Галилее, но в Иерусалиме. Чтобы мне яснее представить тебе изречение Евангелия, скажу: ты не так понимай, что сегодня и завтра должно Мне идти, но на словах «сегодня» и «завтра» остановись, а потом читай: и в последующий день идти. При отчислении времени мы часто имеем обычай говорить: в воскресенье, на другой день и на третий я выйду, не потому, что я намерен выйти в воскресенье и на другой день, но потому, чтобы, отчисляя только два сии дня, указать на третий. Подобно и Господь здесь, как бы отсчитывая, говорит: должно Мне сегодня и завтра, потом на третий день идти в Иерусалим, ибо там определена Мне кончина. Поскольку же мы выше сказали, что Господь говорит это не потому, чтобы заключал жизнь Свою в три дня, но обозначает большое число дней, если не некоторое не очень продолжительное время, то Он завидующим Ему говорит как бы так: что вы заботитесь о Моей смерти? Вот, немного спустя, настанет она.

– Когда слышишь, что пророку невозможно погибнуть кроме Иерусалима, то из этих слов не заключай, что иудеям делается как бы насилие и принуждение к совершению сего, но так говорится сообразно с их смертоубийственным намерением. Как если бы кто, при виде убийцы – разбойника в засаде при дороге, сказал, что невозможно быть чистой от крови дороге сей, при которой разбойник подсиживает странников, то сказал бы совершенно согласно с делами разбойника, так и в том случае, когда в Иерусалиме заседали разбойники – фарисеи и книжники, невозможно было Владыке пророков погибнуть в ином месте, как не в месте сих разбойников. Ибо они, привыкнув проливать кровь рабов, убьют и Господа.

Наставление, 55

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов, священникГосподь пришел, и что Он предлагает? Понуждение се­бя, труд, причем труд самый тяжелый. Любому человеку ска­жи: вот, выбирай, час копай или час молись. Легче яму копать. Мо­литься тяжелее, гораздо тяжелее. Молиться тяжелее, чем мыть посу­ду, поэтому мы всегда сперва по­суду вымоем, а потом молимся. Молиться тяжелее, чем в кварти­ре убирать, поэтому всегда чело­век все сделает, а молитву все на потом, на потом, чтобы перед Бо­гом оправдаться: «Видишь, Госпо­ди, я устал, поэтому так рассеян­но молюсь».

Постоянное увиливание, по­стоянная с Богом торговля, посто­янное нежелание своего спасения. Понятно, почему человечество ка­тится к гибели: не хочет работать. От этого все и преступления. По­пробуй заработать большие день­ги. Проще — дал кому-нибудь по голове и отнял. Тоже, конечно, неприятно и риск, но все-таки быстро. Поэтому человек, чтобы только не трудиться, переступает в себе через одно, через другое, через третье. «Сыночек, вынеси ведро». — «Нет, я не буду, я вчера, пусть лучше он, там еще много места». Он будет и нудить, и спорить, и приводить какие-то доводы, и ругаться, и терпеть наказание, но не сделает сразу. Почему? Неохота, лень, не хочется себя понудить.
Поэтому только употребляющие усилия Царствия Божия достигают. Вот в этом наша одна надежда. И если мы это осознаем, то тогда спасемся. От чего спасемся? От греха, от этой тошной, пошлой, серой жизни, которой мы живем, от этой скуки, от этого мрака, от этого зла. Только труд духовный эту тьму рассеет. Только постоянное стремление к свету, все ближе, ближе, ближе, все углубляясь в жизнь церковную, все трудясь на молитве, со смирени­ем, не отчаиваясь, зная, что это есть путь истинный, по­тому что Господь так сказал.

Молитва дня 55

МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОМУ МАРТИРИЮ ЗЕЛЕНЕЦКОМУ

Дорогие братья  и сестры, в сегодняшний день памяти преподобного Мартирия Зеленецкого, давайте вознесем с Вами краткие молитвы сему угоднику Божию:

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От юности, богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси и, всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси: отонудуже уведев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную желательне ю обрел еси и, в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходную на небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу. Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати нам на враги победы и душам нашим велию милость.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, пастырю добрый, наставниче наш, преподобне отче Мартирие! Услыши еже к тебе ныне приносимое моление наше. Вемы бо, яко духом с нами пребываеши. Ты убо, преподобне, яко имея дерзновение ко Владыце Иисусу Христу, Богу нашему, и к Пречистей Богоматери, буди ходатай и молитвенник теплый о обители сей, юже возградил еси, и о нас, недостойных рабех, живущих в ней, – ея же ты просветитель сый и начальник, богособранному твоему братству помощник и заступник присно являешися, – яко да твоим предстательством и молитвами невредимы на месте сем пребудем: от бесов же и злых человек ненаветованны от всех бед и напастей свободни сохранимся. Всем же отовсюду приходящим во святую обитель твою, и молящимся тебе с верою, и поклоняющимся раце мощей твоих, о еже избавитися от всякия скорби, болезни и напасти, милостивне поспеши, – даровати же православным мир, тишину, благоденствие и изобилие плодов земных. И о всех нас теплый предстатель ко Господу и помощник душам нашим буди, еже отпуститися нам согрешениям нашим и молитвами твоими, святе, избавитися нам вечнаго мучения и сподобитися Царствия со всеми святыми, да славу, благодарение и поклонение возсылаем Единому Богу, в Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во секи веков. Аминь.

35

Духовное чтение на 8 ноября 2017

На главную страницу сайта