Духовное чтение на 27 ноября 2017 2

Духовное чтение на 27 ноября 2017

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами календарь духовного чтения, посвященный 27 ноября 2017 года. На его страницах Вы можете подкрепиться следующей духовной пищей:

• Жития святых – Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский;
• Чтение Апостола – Первое послание к Тимофею (глава 1: 1-7);
• Евангелие дня – Евангелие от Луки (глава 14-я: стихи 12-15);
• Толкование Евангелия – Богословом – Александром Павловичем Лопухиным;
• Проповедь пастырей – Слово протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь, кондак и молитва святителю Григорию Паламе.

Жития святых, 51

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Братья и сестры, в кругах нецерковных или околоцерковных можно часто услышать, как люди рассуждают о тех или иных энергиях: биоэнергиях, космических энергиях, энергетических каналах и тому подобном. И как часто бывает, люди тащат свои «грязные сапоги» в Церковь, говорят: как же так? Церковь не признает «общепризнанных» принципов духовности!» Ведь, как они утверждают, всем известно, что весь мир пронизан энергиями, овладеть которыми якобы главная задача человека. Считают, что через управление этими энергиями мы можем добиться счастья и благополучия в своей жизни и на всей планете. Сегодня мы обратимся к памяти святителя, который еще в XIV веке открыл в православии понятие «энергии», и увидим, что представления наших современников не что иное, как старое злое язычество.

Святитель Григорий Палама́, архиепископ Солунский родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андрони́ка II Палеоло́га. Отец святого Григория вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями, Григорий получил лучшее образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но тот, едва достигнув 20 лет, в 1316 году удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного старца Никодима принял постриг и начал путь подвижничества. Умное делание, которому хотел посвятить себя Григорий, требовало уединения и безмолвия. Оно получило название исихазма (от греческого «покой, молчание»), а практикующие его стали называться исихастами.

Святитель Григорий Палама

В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу: совершал богослужение и произносил проповеди. В 1331 году святитель снова удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, где занялся богословскими трудами. А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Кала́брии приехал ученый монах Варлаам и на основании догмата о непостижимости существа Божия объявил умное делание еретическим заблуждением. Камнем преткновения стали представления о Фаворском свете. Исихасты учили, что умная молитва приводит к непосредственному богообщению, при котором человек видит Божественный свет, «Свет присносущный», – визуальное выражение Божественной силы, или иначе Божественной энергии, действия Бога в тварном мире. Именно этот «нетварный свет» видели апостолы на Фаворе в момент преображения Иисуса Христа, когда проявилась Его Божественная слава.

На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы́ с Варлаамом, сосредоточившийся на вопросе о природе Фаворского света. Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но на этом не закончились труды святителя, ему еще предстояло попасть в опалу и заключение, быть освобожденным и возглавить Солунскую кафедру, затем быть пленным рабом у турок и после всего этого получить свободу и увидеть в видении самого Иоанна Златоуста. Почил святитель 14 ноября 1359 года, в Солуни.

Братья и сестры, энергии, о которых говорит православие, – это Сам Бог, Его проявление в мире и действие. Их нельзя ограничить и Ими нельзя управлять, потому что Господь совершенно свободен. А современные эзотерики, как наследники язычества, хотят приручить Бога, хотят подчинить Его, а вместо этого подчиняют себя бесам и бесы приручают их самих. Поэтому давайте поручим постижение тварных энергий науке физике, а нетварных – подвижникам-монахам. Мы же будем молиться, чтобы Господь не оставлял нас грешных и продолжал миловать нас Своими Божественными энергиями мира, любви и радости.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас.

Чтение Апостола, 51

Первое послание к Тимофею (глава 1: 1-7)

Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Евангелие дня, 51

Святое Евангелие от Луки (глава 14-я: стихи 12-15)

лучилось Иисусу в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и сказал> позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Толкование Евангелия, 51

ТОЛКОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА ЛОПУХИНА (БОГОСЛОВА)

Обращаясь теперь, после наставления, данного позванным, к самому хозяину, позвавшему гостей, Христос советует ему звать на обед не друзей, родственников и богатых, но нищих и увечных. Только в таком случае хозяин может надеяться получить награду в воскресение праведных. И. Вейс находит несоответствующим учению Христа и такое наставление. Какое же несчастие в том, что богатый человек отплатит тебе гостеприимством за твое угощение? Это вовсе не так страшно и не может отнимать у нас права на получение небесной награды. Но Вейс не хочет понять, что и здесь Христос проводить ту же мысль об условиях вступления в славное Царство Божие, какую Он высказывал уже неоднократно. Эта мысль заключается в том, что, гоняясь за земной оценкой своих действий, хотя бы и хороших, люди теряют право на получение небесной награды (ср. Мф.5:46, 6:2, 16). С этой точки зрения действительно опасно, когда за каждое наше хорошее дело мы будем находить себе награду на земле и принимать эти награды: мы, так сказать, получим свое и на другое, высшее, рассчитывать не можем. Однако нельзя думать, чтобы этими словами Христос вообще запрещал звать к себе на пиршества людей богатых и друзей; здесь очевидно гипербола…

«В воскресение праведных». Христос учил, что будет не одно только воскресение праведных, а воскресение всех – и праведных, и неправедных (ср. Лк.20:35; Ин.5:25). Если здесь Он говорит только о воскресении праведных, то делает это с отношением к фарисеям, которые полагали, что воскресения будут удостоены только праведники, так что к словам «в воскресение праведных» Христос мысленно прибавляет: «которое вы только допускаете».

Проповедь пастырей 51

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Протоиерей Димитрий Смирнов, священникКогда человек вступает на путь добродетельной жизни во Христе, он испытывает некие неудобства от окружающих, а если он преуспевает в духовной жизни — то и прямое гонение. Если гонений нет, то только по двум причинам: либо человек в действительности не Богу угождает, а служит своей гордости, либо по какому-то особенному промыслу Господь на время дает человеку некий аванс.
Когда человек только приходит к Богу, с ним происходит масса чудес: что он ни попросит у Бога, Господь ему тут же дает. Ему очень легко бороться с грехами, сердце его наполнено любовью к людям, ему очень легко совер­шить какой-то благородный поступок.

Когда призывающая благодать еще сильна в человеке, он по виду уже совершенно как зрелый христианин. Только одно его выдает: что он, го­рячась, старается всем проповедовать Евангелие. Хочет одному рассказать, другому объяснить, третьего к Богу обратить, а его никто не слушает, и он начинает удивляться и сердиться: как же так, я вроде так понятно объясняю, а все от меня только отворачиваются. Это потому, что призывающая благодать Божия еще не дает силы человеку, чтобы кого-то убедить. Представим себе трехлетнего ребенка: он уже вполне разумно разговаривает, строит фразы и может говорить очень умные вещи, но понятно, что его никто никогда не будет слушать, потому что нет в нем еще зрелости и нельзя опираться в жизни на ребячий опыт.

И вот те же гонения, которые испытывает юный по духовному возра­сту христианин, он может испытывать и в конце своего подвига. Это закон духовной жизни: человек с чего начал, к тому и возвращается, но совер­шенно на другой ступени своего духовного развития. Один художник сказал, что в любом произведении искусства каждый начинает и кончает по таланту, а в середине — тупая работа. Так же и в духовной жизни. Когда мы только приходим к Богу, вся та потенциальная возможность нашего сердца, нашей души, которой мы можем послужить Богу, как бы на миг раскрывается. Потом призывающая благодать Божия остывает в нас, и от нас требуется очень долгий труд, неотступный, с памятью о тех чудесах, которые Господь нам давал, когда Он нас только призывал; с памятью о тех бесконечных милостях, которыми Он нас успел одарить. Господь испытывает нашу верность. И если мы не отступим, то благодать Божия, которая нас призывала, вернется к нам и засвидетельствует нам наше спасение, очище­ние наше от всякого греха.

Молитва дня, 51

Дорогие братья и сестры, давайте вознесем с Вами молитвы ныне чествуемому святому – святителю Григорию Паламе:

Тропарь святителю Григорию Паламе

Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим.

Кондак святителю Григорию Паламе

Премудрости священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче, но яко ум, Уму первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.

Молитва святителю Григорию Паламе

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

35

← Духовное чтение на 26 ноября 2017

На главную страницу сайта