Духовное чтение на 10 декабря 2017

Духовное чтение на 10 декабря 2017

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Священномученик Николай (Добронравов);
• Чтение Апостола – Послание к Ефесянам (глава 6-я, стихи: 10-17);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Луки (глава 13-я, стихи: 10-17);
• Толкование Евангелия – Блаженным Феофилактом Болгарским;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь, кондак и молитва пред иконой Б. М. «Знамение».

Жития святых, 57

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ИОАНН ЗАБОЛОТНЫЙ

Братья и сестры, сегодня мы уделим время житию священномученика Николая (Добронравова). В миру Николай Павлович Добронравов родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 году Николай окончил Московскую духовную семинарию, а в 1885 году – Московскую духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской духовной семинарии. Женился.

Был рукоположен в сан священника, служил в храме Александровского военного училища и преподавал Закон Божий. После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища отец Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Он был одним из активнейших участников Поместного Собора 1917-1918 годов.

Летом 1918 года власти приняли решение арестовать священника. 19 августа отец Николай Добронравов был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. 3 декабря президиум Коллегии отдела ЧК принял решение о заключении отца Николая в концлагерь. Однако руководители ЧК отправили дело на доследование, и в конце концов 16 апреля 1919 года было принято решение, что, поскольку явных улик против священника нет, его следует освободить.

священномученик Николай (Добронравов)В начале 1921 года протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. К этому времени он овдовел и в 1921 году был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году в связи с появлением обновленцев были арестованы многие архиереи из числа тех, кто не согласился поддержать раскольников. Среди других был арестован и епископ Николай. Власти приговорили его к одному году ссылки в Зырянский край.

По возвращении в Москву он был возведен в сан архиепископа. Владыка стал одним из ближайших сподвижников патриарха Тихона, оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев. 16 апреля 1924 года безбожники арестовали архиепископа Николая и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. 14 июня владыка был освобожден. В этом же году назначен архиепископом Владимирским и Суздальским.

После кончины патриарха Тихона владыка Николай (Добронравов) стал одним из ближайших помощников Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра. Местоблюститель первым в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, поставил имя архиепископа Николая, зная его как исповедника, человека твердых убеждений и опытного труженика на ниве церковной.

11 ноября 1925 года комиссия по проведению Декрета об отделении Церкви от государства приняла решение ускорить процессы раскола в Церкви, для чего было необходимо арестовать архиереев, которые противились проводимой государством антицерковной политике. 11, 20 и 30 ноября 1925 года были арестованы одиннадцать архиереев из числа ближайших сподвижников митрополита Петра, и среди них архиепископ Николай, а также многие священники и миряне.

Священник Сергий Сидоров, арестованный по этому же делу, вспоминал впоследствии: «Когда рассеялись ужасы сидения в тюрьме, то мне удалось узнать подробности пребывания владыки Николая на Лубянке. Я с ужасом узнал об издевательствах над ним, о его сидении в подвале тюрьмы и о постоянных ночных допросах. И с тем большей благодарностью я склоняюсь перед величием его духа, благодаря которому владыке удалось спасти многих и сохранить многие церковные тайны. В московской тюрьме особенно ярко выявился его строгий и правдивый лик, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за веру. Много благодарен я ему лично за свою судьбу. К 8 января 1926 года у меня было двадцать три допроса, всю ночь под 9 января я был почти под непрерывным допросом. Утомленный и нравственно и физически, я готов был сдаться на требование следователей, готов был наклеветать на себя и друзей… Привели архиепископа Николая. “Я требую, – сказал владыка, – чтобы вы оставили в покое Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а вам, – обратился он ко мне, – я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа”. Меня увели в коридор, я слышал неистовую ругань следователя.

Вряд ли эти мои строки будут прочтены многими, но если… близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья – от выдачи друзей врагам веры и Церкви».

Священник Сергий Сидоров был тогда освобожден, но архиепископ Николай Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 21 мая 1926 года был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После окончания срока ему было разрешено свободное проживание везде, кроме шести крупных городов, с прикреплением к определенному месту жительства на три года. Когда срок юридического поражения в правах закончился, архиепископ Николай поселился в Москве.

Во время гонений 1937 года власти ставили своей целью уничтожение большинства священно- и церковнослужителей. 27 ноября власти арестовали владыку Николая и заключили в Бутырскую тюрьму. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к высшей мере наказания. Архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Святый священномучениче Николае, моли Бога о нас!

Чтение апостола, 57

Послание к Ефесянам, (глава 6-я, стихи: 10-17)

<Братия!> укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Евангелие дня, 57

Святое Евангелие от Луки (глава 13-я, стихи: 10-17)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Толкование Евангелия, 57

ТОЛКОВАНИЕ БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА БОЛГАРСКОГО

Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет». Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов. 2, 6-7). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем. 2, 23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3, 21).

Исцеление Христом скорченной женщиныГосподь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое! А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных. Поэтому не только он, но и все прочие, противившиеся Иисусу, стыдились при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие.

Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а народ радовался о делах Его. Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался. — Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болит восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век, о том говорится, что он скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук.

Проповедь пастырей, 57

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

По Своему обычаю, Господь в одну из суббот пришел в синагогу. За­чем Он туда приходил? Каждый правоверный иудей в субботу обязательно ходил в синагогу, чтобы помолиться Богу, послушать чтение Священного Писания и тех учителей, которые изъясняли закон. Поэтому и Христос, хотя и не нуждался в этом по Своему Божеству, по Своему человечеству, как истинный пастырь, давал добрый пример и в субботний день приходил в синагогу, если только не был в пути. Господь многое делал из того, что полагалось благочестивому иудею, чтобы показать, что Он воистину пришел не нарушить закон, а исполнить, то есть наполнить его до краев.

Протоиерей Димитрий Смирнов, священникИ вот Господь пришел в синагогу и увидел женщину, спина у которой была согнута, как лук, и этим недугом она страдала восемнадцать лет. «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». Почему Господь в одном случае говорит лишь: иди, слуга твой здоров, в другом случае возлагает на недужного руки, а в третьем творит из земного праха брение и мажет очи слепому? Это зависит от веры каждого. Человек, который способен поверить слову, Божиим словом получает исце­ление. Человеку, которому мало слова, Господь помогает, возлагая на него руки; в этом проявляется Его пастырское снисхождение.

Женщина выпрямилась, а «начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Для нас это исцеление не представляет никакого соблазна, но для правоверных иудеев, которые собрались в синагоге, поступок Спасителя был подобен взрыву бомбы. Когда люди не знают духовной жизни, они пытаются духовную жизнь за­менить исполнением многочисленных ими сочиненных нелепых правил, например, через какое плечо передавать свечку, которые не имеют основания ни в обычаях, ни в традиции, ни в каноне, — потому что так проще. Можно создать столько всяких законов, что их выполнение займет все время суток, пока не спишь, и тем самым получить некое душевное успокоение: вроде бы ты живешь, исполняя волю Божию. Но воля Божия совсем не в том.

Господь Своим поступком ставит всех перед этим самым важным во­просом: как достичь духовной жизни? И отвечает: только через исполнение новых заповедей. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». А что такое любовь? Вот приходит Христос в синагогу, видит больного человека — и знает, что может его исцелить. Зачем ждать до воскресенья или до среды, когда можно сделать это сейчас и не говорить: вы записывались в регистра­туре? есть у вас талончик на сегодня? приходите завтра, по записи. Ничего этого Господь не говорит. Он знает, что может это сделать сейчас, и делает и тем на все времена дает образ того, как следует поступать. Но Бог этим пренебрегает ради чего-то гораздо более важного. Он пренебрегает поряд­ком, который Сам установил: шесть дней делай, а суббота Господу Богу твоему, — ибо этот порядок Он установил совсем с другой целью. И все эти карточки и регистратуры тоже сделаны с единственной целью: для удобства больного. Этому они и должны служить, а не наоборот. Удобству больного, а не того, кто лечит. Много есть храмов, где все сделано очень удобно — но не тому, кто в храм приходит, а священнику или бабушке у подсвечника.
Господь, обращаясь к начальнику синагоги и всем, кто сочувствовал его словам, говорит: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?». Действительно, животные нуждаются в пище и в субботу, и на Пасху. Что, в эти дни работать нельзя? Тогда не дои корову, посмотришь, что она сделает со стойлом. Но корову ты доишь, осла ведешь поить — значит, эту работу совершать дозволяется?

В чем же дело, почему эту можно, а ту нельзя? По очень простой причине: потому что осел, вол, корова — моя собственность, это я делаю себе и для себя, для своего благополучия, а эта тетка вполне может подождать до среды, не рассыплется. Вот в чем дело.

Если своего вола или осла ведешь поить, тем более «дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет», надо исцелить, потому что любой человек вполне достоин того, чего ты желаешь себе, и не заслуживает того, чего ты не хочешь для себя. Это и есть, собственно, любовь. И Господь без лишних слов, никого не уговаривая, ни в чем не убеждая, делает. А Святая Церковь избирает этот отрывок из Священного Писания для вос­кресного чтения, когда в церквах полный сбор народа, чтобы не только те, кто был в той далекой галилейской синагоге, это видели, но чтобы видели и все, кто желает жить благочестиво по заповедям Христовым. Вот поступок нового Адама, и тот, кто хочет обновиться во Христе, должен поступать так же. Так, впрямую, в лоб подражать Христу мы не можем. Господь и не ждет от нас этого. Своим примером Он учит другому: Он напоминает, что очень многие правила, которыми мы руководствуемся в жизни, на самом деле созданы для удобства нас самих. А Господь хочет, чтобы мы любили ближ­него — не больше, чем самих себя, но как самих себя.

Молитва дня, 57

Дорогие братья и сестры, сегодня, 10 декабря совершается празднование иконы Божией Матери «Знамение», случившееся от Новгородской иконы Богородицы в 1170 году. Давайте помолимся с Вами Божией Матери и прочтем тропарь, кондак и молитву:

Тропарь пред иконой Божией Матери «Знамение»

Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак  пред иконой Божией Матери «Знамение»

Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва  пред иконой Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери ЗнамениеО, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби: спаси и сохрани, Вадычице, под кровом милости Твоея люди Твоя, Церковь святую утверди, град Твой (весь Твою) и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани. Ей, Госпоже всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его: да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

37, красный

Духовное чтение на 9 декабря 2017

На главную страницу сайта