Духовное чтение на 6 января 2018

Духовное чтение на 6 января 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний субботний день Рождественского сочельника предлагаем Вам к духовному прочтению следующие рубрики, включающие в себя:

• Жития святых – Когда же они были там, наступило время родить Ей;
• Чтение Апостола – Послание к Галатам (глава 3-я: 15-22);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 13-я: 31-36);
• Толкование Евангелия – Преподобным Симеоном Новым Богословом;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь и кондак предпразднству Рождества Христова.

Жития святых, 56

КОГДА ЖЕ ОНИ БЫЛИ ТАМ, НАСТУПИЛО ВРЕМЯ РОДИТЬ ЕЙ

Братья и сестры, сегодня мы постараемся мысленно перенестись более чем на 2000 лет назад. Общеизвестно, что точной даты рождения Спасителя нашего Иисуса Христа мы не знаем, даже не можем с полной уверенностью назвать года Его рождения. Многие ученые сходятся на 6 году до нашей эры. Но это все не так важно, важно внутренне переживание наступающих событий.

Итак… Что говорит Священное Писание о дне перед Рождеством Христовым? Подробное описание этих событий нам передает евангелист Лука: В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле … И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк. 2, 1–7)

Праведный Иосия и Дева Мария идут в ВифлеемБратья и сестры, теперь мы постараемся представить, что же переживала Дева Мария в этот сложный день. Во-первых, им с Иосифом пришлось преодолеть не менее 150 километров от Назарета до Вифлеема. Скорее всего, Иосифу пришлось брать с собой в дорогу осла, потому что Пречистой Деве на девятом месяце беременности было бы не преодолеть такого расстояния пешком. Но даже с учетом того, что Богородица ехала на осле, их ждали переправы, ночевки и прочие дорожные неудобства. И вот в последний день пути у Девы Марии начинаются схватки. Существует предание о том, что Богородица рожала безболезненно. Конечно, такое возможно и встречается даже у простых женщин, но, говоря откровенно, у нас нет каких-либо исторических данных, для того чтобы утверждать так или иначе. Поэтому подобные вопросы стоит обходить благочестивым молчанием. Но мы можем с уверенностью сказать, что именно в этот день Дева Мария ощутила приближение родов. Как сказали бы современные врачи, началась родовая деятельность. А они, возможно, были еще в пути. Представим, как же они начали переживать! Они очень спешат, до Вифлеема рукой подать, Мария вот-вот родит. Они приходят в город, а во всем городе нет свободного места для ночлега! Какой ужас! Скорее всего, Пречистая Дева оставалась в каком-то укромном месте вместе с животным и вещами, а Иосиф из последних сил обегал весь Вифлеем в поисках места. Ни одного места нет, и он возвращается к своей любимой обручнице. Что же делать? Еще чуть-чуть и на свет появится Младенец. Нужно было укрыться хоть куда-нибудь. И они находят пещеру, в которой содержали скот. По всей видимости, на дворе стояло лето, потому что зимой стадо было бы в пещере, и только летом его оставляли на ночь пастись на улице.

Как и любой женщине при первых родах, Деве Марии было страшно. Всем женщинам рожать страшно, и хотя Богородица была удивительной праведницей, превзошедшей всех святых до Нее, Она была человеком, таким же, как мы с вами. И так же, как наш Спаситель испытывал страх смерти и мучился перед Своей казнью в Гефсиманском саду, так же и Пречистая Дева переживала приближение родов, хотя и с верой и упованием на Бога, но все же, наверное, с присущей всем женщинам тревогой и волнением.

Но Пресвятая Богородица родила Богомладенца безболезненно, и спеленав его, положила в ясли. Завтра мы будем это величайшее событие вспоминать во многих стихирах, которые будут читаться и петься в храмах.

Пресвятая Богородице и святый Иосифе, молите Бога о нас!

Чтение Апостола, 56

Послание к Галатам (глава 3-я: 15-22)

<Братия!> говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Евангелие дня, 56

Святое Евангелие от Матфея (глава 13-я: 31-36)

<Сказал Господь притчу сию:> Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Толкование Евангелия, 56

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Внимай, оно подобно зерну горчичному, которое человек некий, взяв, посеял на поле своем; и оно взошло и поистине сделалось великим деревом. Итак, скажи, слушатель, что такое зерно это? что ты думаешь о нем? скажи откровенно; в противном случае я скажу и возвещу истину.

Горчичное деревоЗерном, конечно, Он назвал тебе царство небесное. Зерно же это есть благодать Божественного Духа. А поле — сердце каждого из людей, куда воспринявший Духа ввергает его внутрь, скрывая во внутреннейших частях, чтобы никто не видел его, и хранит его со всякою тщательностью, дабы оно выросло и, сделавшись деревом, поднялось к небу.

Итак, если ты говоришь, что не здесь, но после смерти получат царство небесное все, горячо желающие его, то ты извращаешь слова Спасителя и Бога нашего. Ибо если ты не воспримешь зерна горчичного, о котором сказал Он, если не посеешь его на поле своем, то останешься вовсе без семени. Если же ты и воспринял семя, но заглушишь его терниями, или отдашь зерно на расхищение птицам, или оставишь свое поле по нерадению без орошения, и семя твое не взойдет, не вырастет и не принесет плода; то, скажи мне, какая тебе будет польза от этого семени? Когда же в иное время, если не теперь, ты получишь это семя?

— После смерти, говоришь. Но ты уклоняешься от естественного порядка: на каком поле, спрошу я тебя, ты скроешь тогда зерно это? какими трудами будешь возделывать его, чтобы оно выросло? Поистине, брат, ты полон заблуждения и совершенно обольщен. Ибо это время есть время трудов, а будущее — время венцов.

Поучение, 56

ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

… Рождество Христово — великий христианский праздник. В праздник принято всех поздравлять, а поздравление по самому смыслу этого слова есть пожелание здоровья. Но Христос пришел на землю не для того, чтобы дать нам здоровье или лишний повод сесть с близкими нам по духу или по крови людьми за праздничный стол. Он пришел, чтобы спасти нас от ужаса нашей жизни, которая есть грех. Грех же, по определению, это жизнь вне Бога.

Протоиерей Димитрий Смирнов 2В ожидании праздника сердце человека переполнено торжественной радостью, так что в нем уже нет места для обыденных земных забот. Все­ленная и звезды, люди на земле и ангелы на Небе величают, воспевают Рождество Господа нашего Иисуса Христа, принесшего нам надежду на спасение. А мы? Готовы ли мы к встрече с рождающимся Христом?

Митрополит Антоний Сурожскии сказал: «Бог приходит в наш мир уязвимым, беззащитным ребенком и говорит: «Я отдаюсь вам, делайте со Мною, что сами захотите». И перед каждым из нас стоит вопрос: а что же я делаю с Ним, с этой любовью Божией. которая мне дана, с Этим Мла­денцем, Который рождается ради того только, чтобы быть измученным на Кресте и умереть ради меня лично, а не только ради человечества в целом?»

Молитва дня, 56

Дорогие братья и сестры, сегодня, 6 января, святая Церковь входит в праздник Рождества Христова, ибо в храме, после утренней службы, поется тропарь (главная молитва) Рождеству Христову:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

[Перевод с церковнославянского на русский язык]:

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Также давайте прочтем с Вами, дорогие братья  и сестры, тропарь и кондак предпразднству Рождества Христова:

Рождество Христово, заглавие

Тропарь предпразднству Рождества Христова

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается / прежде падший воскресити образ.

[Перевод с церковнославянского на русский язык]:

Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, / как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, / носящая во чреве Зачатого без семени. / Настало время родить, / и не было нигде места для ночлега; / но, как чертог приятный, / пещера Царице была показана. / Христос рождается, чтобы в нас восстановить / прежде падший Свой образ.

Кондак предпразднству Рождества Христова

Дева днесь Превечное Слово / в вертепе грядет родити неизреченно; / ликуй, вселенная, услышавши, / прослави со Ангелы и пастырьми / хотящаго явитися Отроча Младо, / Превечнаго Бога.

[Перевод с церковнославянского на русский язык]:

Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово / родить в пещере неизреченно. / Ликуй, вселенная, о том услышав, / прославь со Ангелами и пастухами / нас ради восхотевшего явиться / – Дитя младое, Предвечного Бога.

С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!

36, желтый 2

40-й день Рождественского поста. Духовное чтение

← Духовное чтение на 5 января 2018

На главную страницу сайта